Премьера кинокартины Спайка Джонса "Она" / "Her"

"Она": Матрица, подарившая любовь

Теодор — одинокий сочинитель поздравительных открыток — живет в мире ярких красок, технологий и комфорта. Но тоска от расставания с женой толкает его на покупку необычной новинки — компьютерной программы, которая полностью имитирует человеческую личность. Саманта, как она себя называет, оказывается неожиданно живой, остроумной и… идеальной!

Новая картина Спайка Джонса "Она" или вернее "Ее" ("Her"), номинированная в этом году на пять премий "Оскар" — один из самых реалистичных фильмов о будущем — в него веришь сразу и безоговорочно. Будничность, с которой люди относятся к новым для нас гаджетам, сделанным максимально незаметно и удобно, облик города — похожий на наши города, но неуловимо обновленный, более удобный и зеленый, другие цвета, чуть иной стиль в одежде позволяют режиссеру адресовать сюжет напрямую к зрителям, помогая им проникнуться реальностью происходящего, почувствовать его, как свое, возможно, ближайшее будущее.

Как рассказывает сам Джонс, на идею картины его натолкнула статья о программе, которую научили строить диалог с живым человеком. Он сам опробовал новинку и испытал потрясение от того, что, по сути, беседует с бездушным и безмозглым компьютером. Иллюзия быстро развеялась, но ощущение потрясения осталось, заставив задуматься, что именно отличает человеческое восприятие от искусственного разума.

Читайте также: "Снова шестнадцать": играй, гормон!

В мире Джонса нет привычных по фантастическим фильмам киборгов, войн, перестрелок, его мир — это светлая мечта, утопия писателей середины XX века. Но, несмотря на уют освещенных солнцем квартир и красоту окружающих вещей, весь этот комфортный мир пронизан одиночеством. Приветливые улыбки и дружеские встречи, укоротившиеся до нескольких минут разговора в лифте, не могут разбить эту стеклянную стену. По ночам одиночки коротают время за трехмерными играми, умудряясь подружиться с их персонажами, или пытаются найти минутное тепло в виртуальном сексе.

И что самое интересное, у них это получается — главный герой повествования Теодор (Хоакин Феникс) почти не удивляется, когда установленная им программа искусственного интеллекта дает сама себе имя и начинает с ним кокетничать. Развлечение перетекает в дружбу, а затем в любовь и даже страстный секс, и лишь попытка Саманты обрести тело путем найма живой девушки для "визуализации" ощущений своего хозяина наталкивает Тео на мысль, что что-то здесь не так. Нет, ему не нужна какая-то реальная женщина, у которой дрожат губы и которая не может сдержать смущение, ложась в постель с абсолютным незнакомцем! Она оказывается слишком реальной для романтичного Теодора, как и когда-то обожаемая жена Кэтрин — вместо того, чтобы "порхать", та предпочитает карьеру, и, в конце концов, уходит, выбрав собственную жизнь. Та же история происходит и у подруги и соседки главного героя — ее брак разваливается на глазах, не выдержав тяжести быта, и Эмми вслед за Тео тоже заводит себе идеальную подругу — операционную систему.

Спайк Джонс сумел потрясающе передать внутренний мир человека. Камера выхватывает городской пейзаж, окно поезда или медленно поднимающийся лифт, отдельных людей из спешащей толпы, тела загорающих на пляже или уличного музыканта в бесконечном потоке прохожих, следит за перемещениями камеры Саманты, каждую минуту создавая живое настроение момента.

Бесконечно разнообразная и чувственная мимика трехкратного номинанта на Оскар Хоакина Феникса — единственного из двух любовников, которого мы можем видеть — и голос Скарлетт Йоханссен, которая умудряется передать всю гамму эмоций, ни разу не появившись в кадре, становятся идеальным дуэтом в этом рассказе о родившейся, расцветшей и закончившейся логическим финалом любви. Прекрасный актерский кастинг дополняют Эми Адамс ("Мастер", "Боец", "Сомнение"), Руни Мара ("Девушка с татуировкой дракона") и Оливия Уальд ("Доктор Хаус", "Трон: Наследие") — три женщины, каждая из которых вносит свою нотку в повествование. Спайк Джонс очень бережно относится к своим героиням, умудряясь подать видение ситуации сразу с двух точек зрения — мужской и женской, помогая понять суть их претензий к друг другу.

Читайте также: "Робокоп": кто в ответе за электронный разум?

Времена "Матрицы" для героев "Her" прошли — погружение в киберпространство больше никого не пугает, напротив, люди сами стремятся в сладкое забытье мониторов. Виртуальная любовь становится для главных героев одновременно путешествием внутрь самих себя, заставив отказаться от попыток сбежать от одиночества. Джонс все-таки сделал для своих персонажей хеппи-энд, приведя их к идее любви к другим равной с любовью к себе, и отпустил из электронного миража с наказом больше не грешить. Но для многих зрителей, прочно застрявших в соцсетях и компьютерных играх, "Она" может стать правдивым зеркалом и предупреждением.

Автор Елизавета Клушина
Елизавета Клушина — журналист, редактор, работала выпускающим редактором в Правде.Ру *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить