Воспоминания о Михаиле Ромме

Михаил Ромм о Пышках и Ленине

Режиссера Михаила Ромма любители кино вспоминают 24 января. В этот день он родился (в 1901 году), стал лауреатом целых пяти Сталинских премий. Первую получил в1941 году за дилогию "Ленин в Октябре" и "Ленин в 1918 году". Эти и другие фильмы про Ленина советским людям приходилось смотреть с детства, поэтому данные работы трудно оценить объективно.

Ромм был искренен, он снимал про то, во что верил, ведь его родители были сосланные в Сибирь социал-демократы, он родился в Иркутске. В юности учился на художника, потом работал в газете, писал киносценарии.

Михаил Ильич и сам видел Ленина. Однажды. В начале двадцатых он перебивался в Москве случайными заработками, бедствовал. Как-то торговал книгами с лотка в кинотеатре на Таганке. А в зале начался митинг. Ленин перед выступлением остановился возле его лотка. Взял какой-то том в руки и спросил: "Это что за книга?". "Не знаю", — признался 19-летний юноша. "Стыдно, милостивый государь. Что же это вы: не знаете, чем торгуете?" — пожурил его вождь мирового пролетариата, и пошел выступать с трибуны, агитировать рабочих и крестьян бороться с империализмом.

Потом эпизод с книгами появился в фильме, когда Ленин устраивается спать на полу, в просторной квартире рабочего, он кладет под голову только хорошие книги.

Кроме того, были живы и другие очевидцы. Среди них особенно ценным оказался деятель Коминтерна Дмитрий Мануильский. Он совершенно неотличимо от оригинала имитировал голос Ленина. Устраивал весёленькие и не очень розыгрыши в Кремле. Например, нарком просвещения товарищ Луначарский однажды услышал громкий раздраженный голос Ленина: "Надо Луначарского расстрелять!" Тот перепугался, но оказалось, розыгрыш.

В 1931 году, уже взрослым человеком, Ромм устроился работать на "Совкино", теперь это "Мосфильм". В 1933 году он снял первый свой короткометражный фильм "Пышка". А потом, в течение сорока лет — еще шестнадцать игровых и документальных фильмов — не так много. Наиболее яркие успехи у него были в начале и, как ни странно, в конце его творческого пути.

Читайте также: Феллинимания: Они жили долго и по-разному

Это был человек решительный в работе, но очень доброжелательный и мягкий в личном общении. В связи с этим интересна история его женитьбы на актрисе Елене Кузьминой. Ромм пригласил ее сняться в его первом полнометражном фильме "13". Это приключенческий фильм о событиях в Средней Азии, своего рода предыстория знаменитого советского вестерна "Белое солнце пустыни", о том, как 13 демобилизованных красноармейцев сражаются и побеждают басмачей. В главной женской роли жены командира Михаил Ильич видел только Кузьмину.

Но она была женой очень известного режиссера немного кино Бориса Барнета. У них был ребенок, и Барнет запрещал жене сниматься. Но Ромм убедил Елену поехать на съемки в Среднюю Азию.

Ромм был очень доброжелателен по отношению к Кузьминой, в то время как с других, как им казалось, много требовал. В съемочной группе сообразили, что Ромм неравнодушен к исполнительнице главной роли. Кто-то сообщил об этом в Москву, мужу. А тот был помимо всего прочего боксер. Он приехал проведать жену и явился на съемочную площадку, выпив для храбрости.

Но скандала не получилось. Грозный, решительный Барнет почувствовал в лысеющем человеке небольшого роста и очках внутреннюю силу. Проникся к нему мгновенной симпатией. А потом эту мужскую силу разглядела в Михаиле Ромме и Елена. Он признался ей, что смотрел все фильмы с ее участием, а их было к тому времени десять и давно любит ее. Они прожили вместе более тридцати лет.

В отличие от Бориса, Михаил не мешал Елене работать в профессии. Она снялась еще в 16 кино-, телефильмах и телеспектаклях. У мужа режиссера и не только. Ведь в 1956 году вышел запрет на съемку жен режиссеров в своих фильмах.

Ромм был очень требователен к себе. Фильм "Убийство на улице Данте" оказался в нашем кино знаковым, его часто вспоминают киноведы, но сам Ромм — был им разочарован и ничего не снимал почти 6 лет. Он вел режиссерские курсы во ВГИКе, с 1948 года он был руководителем актёрско-режиссёрской мастерской, а с 1962 профессором. Среди его учеников такие известные режиссёры, как Тенгиз Абуладзе, Григорий Чухрай, Василий Шукшин, Александр Митта, Андрей Тарковский, Никита Михалков, Сергей Соловьёв.

Только в 1962 году он снял фильм "Девять дней одного года" о физиках-ядерщиках и это был грандиозный успех. В нем снялись молодые в тот момент звезды: Алексей Баталов, Иннокентий Смоктуновский, Татьяна Лаврова. А четыре года спустя Ромм смонтировал кинокартину "Обыкновенный фашизм" — очень интересный опыт работы с кинообразами, после этого растиражированный и ставший общим местом документального кино. Но первым Ромм показал, как можно менять смысл снятого. Он взял фильмы выдающегося немецкого режиссера Лени Рифеншталь, например "Триумф воли", перемонтировал переозвучил, соединил с кадрами концентрационных лагерей и съемками советских операторов. Триумф Рейха стал выглядеть его позором.

Читайте также: Где российское кино, а где правда жизни?

Умер Ромм в октябре 1971 году, смертью праведника, без мучений, почувствовав легкое недомогание. Жена, которая была младше на девять лет, на эти же девять лет его пережила. В своих воспоминаниях она писала: "Странно, я всегда была комедийной актрисой, а роли играла драматические… Правда, трагедия и комедия бытуют рядом…"

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

 

 

Автор Юрий Енцов
Юрий Енцов — журналист, внештатный автор Правды.Ру *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить