20 января 1920 года в Италии родился Федерико Феллини. Человек, который сумел рассказать о своей родине не как о бедной стране, пережившей войну и позорное поражение, а поистине как о наследнице великого Рима. Камера Феллини стала чем-то вроде микроскопа, который мог превращать обычные семейные сцены в нечто из жизни великих античных богов.
Лет 30-40 назад у нас случилась "феллинимания". Какое-то помешательство на Феллини и вообще итальянском неореализме. Только и слышалось: "Ах, Джульетта Мазина!", "Ах, "Ночи Кабирии!" Автор этих строк, в те времена пытливый юноша, был уверен, что речь в фильме идет не иначе как о "Гибели богов". Но про это снимал другой великий итальянец, Лукино Висконти, а "Ночи Кабирии" оказались всего лишь историей ограбленной проститутки. У нас со времен Достоевского про такие происшествия принято говорить "скверный анекдот". Но Федерико сумел не то, что опровергнуть Федора. Он и сам понимал: да, скверный, да, анекдот, но был уверен, что жизнь — все равно божественно прекрасна.
Читайте также: "Золотой глобус", следующая остановка "Оскар"
Феллинимания оказалась всемирной. Американцы присудили Федерико аж пять "Оскаров", включая почетный, за вклад в киноискусство. Он получил множество наград на фестивалях. Но в те времена еще не появилось такого понятия "фестивальное кино". Его фильмы имели и зрительский успех. Хотя и не все.
Феллини родился в семье коммивояжера. Рос чахлым. В футбол не играл, разрисовывал кукол, мастерил им костюмы. Закончил монастырскую школу, подрабатывая карикатуристом. В 1938 году приехал в Рим. Жил в привокзальном районе, по соседству с китайцами, ворами и проститутками, которые прозвали его "Ганди" за худобу. Он зарабатывал на жизнь рисунками для газет и журналов, писал тексты для варьете, рекламы и радиопостановок. Потом сосредоточился на юмористическом журнале "Марк Аврелий", где было опубликовано семь сотен его карикатур и юморесок.
Когда началась война, Федерико откосил от армии, благо вид у него был болезненный. В 1943 году на одной из радиостанций прозвучали забавные передачи о жизни влюбленных — Чико и Полины, написанные Федерико Феллини. Ему предложили перенести их на киноэкран, и он согласился переделать радиопьесу для кино. Так на своем первом фильме он встретил Джульетту Мазина. Она стала его единственной женой и, по его словам, главным источником вдохновения. Детей у них не было, родился сын, но умер в младенчестве.
Сразу после войны по его сценарию был снят "Рим, открытый город". Этот фильм положил начало направлению "неореализма". Режиссером выступил друг Федерико, Роберто Росселини. А Федерико стал писать для него сценарии и даже сниматься. Его можно увидеть в фильме 1948 года "Любовь".
Только в 1950 году Федерико поставил свой первый фильм как режиссер, да и то совместно с Альберто Латтуада. Это были "Огни варьете". Потом Феллини написал сценарий для нового фильма "Белый шейх", но Антониони отказался его снимать. Поэтому Феллини снял эту картину сам, но не очень удачно. Зато следующие два его фильма — "Маменькины сынки" и "Любовь в городе", снятые быстро, в 1953 году, — оказались удачнее. Он получил свой первый приз, "Серебряного льва" Венецианского кинофестиваля 1953 года.
Потом кое-как раздобыв средства для съемок, Феллини снял фильм "Дорога", по своему сценарию, со своей супругой и мексиканским актером Энтони Куинном в главных ролях. Но то ли Куинн повлиял на него дурно, то ли что, но после этого фильма Федерико захандрил, впал в депрессию. Зато фильм получил более 50 наград, в числе которых "Оскар" 1957 года за лучший иностранный фильм. Фильм имел и большой коммерческий успех, так что Феллини наконец купил хорошую квартиру в хорошем районе Рима.
Его звали в Америку, он отказался. Не любил путешествий. И вообще он не покидал пределов Италии. Да и зачем уезжать из страны, в которую и так ездят туристы со всего мира?
Перед съемками фильма "Сладкая жизнь" Федерико Феллини познакомился с Марчелло Мастрояни. Знакомство, по воспоминаниям Марчелло, произошло таким образом: Федерико назначил место встречи, Марчелло туда прибыл в костюме и при галстуке. Оказалось, что все остальные члены съемочной группы, включая режиссера, были в плавках, загорали на пляже и купались. Пришлось Мастрояни тоже раздеваться и загорать.
В Италии, и особенно в Ватикане, "Сладкую жизнь" так и не поняли и не оценили. Не разглядели горького сарказма. Хотели чуть ли не отлучить Федерико от церкви. Режиссера и исполнителя главной роли горячие соотечественники основательно помяли на премьере. Но потом картина получила "Золотую пальмовую ветвь" на фестивале в Каннах и землякам пришлось смириться. Но они затаили обиду. Вскоре режиссера обвинили в налоговых нарушениях, так что шикарную квартиру пришлось продать.
Феллини снял еще много фильмов, очень по-разному оцененных зрителями. Из моих собственных впечатлений можно назвать "Казанова Феллини", который я смотрел в 1988 году, больше чем через десять лет после того как этот фильм был снят, в одном из первых "кооперативных" видеосалонов. В те времена фильмы жили долго. Считается, что он провалился в прокате, значит, наши тогдашние кооператоры не поделились…
Читайте также: Истории любви: Феллини и его маленькая фея
Несмотря на всемирную славу, жизнь великого Феллини не была радужной. Под старость ему уже не удавалось раздобыть денег на съемки. Мы, советские люди, удивлялись: как же так, Феллини денег не дают! Потом перестали удивляться, сами зажили как итальянцы. Один из друзей Феллини, его ровесник, кажется, это был Тонино Гуэрра, сказал: "Мы похожи. Италия совсем как Россия, только смешнее, а Россия — совсем как Италия, но трагичнее".
В 1993 году режиссер получил почетного "Оскара" за вклад в киноискусство. И в том же году умер через 50 лет и один день после свадьбы с Джульеттой. А она пережила мужа на несколько месяцев, завещав быть похороненной с его фотографией в руке.
Читайте самое интересное в рубрике "Культура"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.