Уже не искусство: современные фильмы — это всего лишь промышленные проекты

Проблемы современного кино: клиповому мышлению нужны только зрелища

Список самый успешных российских фильмов составили в Роскино. В него попали такие картины как "Притяжение", "Викинг", "Время первых" и "Невеста". Хорошие результаты показали новинки "Легенда о Коловрате", "Движение вверх", "Селфи" и "Собибор" и несколько анимационных лент. Хорошо покупают за рубежом кинокартину Андрея Звягинцева "Нелюбовь", однако это единичный пример реализованного независимого проекта.

Прокомментировать этот список "Правда.Ру" попросила советского и российского режиссера, сценариста и кинопродюсера Сергея Соловьева.

— Роскино составило список самых успешных российских фильмов за рубежом. Каковы, на ваш взгляд, основные критерии успешности отечественных фильмов у иностранного телезрителя?

— Успех — это такая очень ненадежная категория. Если кто-то заинтересован в том, чтобы сделать видимость успеха, то существуют технологии, которые позволяют эту видимость создать. Или, например, какая-то внутренняя сила, как скажем, в случае с "Летят журавли", когда вдруг все поняли — русские в Каннах никогда ничего не получали, а тут все стали смотреть, и еще самое главное, сопереживать, тогда это был действительно грандиозный успех. Поэтому, успех это категория такая…Расплывчатая.

— В те далекие годы наше кино было самобытным, мы очень сильно отличались от Запада. В существующих реалиях, у меня складывается такое ощущение, что мы пытаемся копировать новые западные жанры, такие, к примеру, как "экшн". Он достаточно популярен среди подрастающего поколения, и "на него" идут.

— Кино на наших глазах превратилось в электронную игру, в которой действительно рассчитывается на успех, но это уже не кино, с моей точки зрения. Я не против, я всячески за успешность фильмов, но нужно очень хорошо для себя самого различать успех и просто шум успеха. Это разные вещи. К первому можно отнести фильмы Андрея Звягинцева. Это исключение.

— Кстати, в статье сказано, что фильм Андрея Звягинцева "Нелюбовь" является единичным примером реализованного независимого проекта. То есть, получается, что все остальные являются зависимыми?

— Возьмите любые проекты, нужно просто потратить определенное количество времени, чтобы вспомнить кальку, по которым они сделаны. Они все калькированные. Это промышленные проекты, а не художественные, и у них промышленные установки. Какие самые главные в промышленности критерии успеха? Запустить серию и сколько выдержит эта серия. Но это все уже другое — запустить серию, это не кино. Это не искусство.

— Получается, что кино сейчас делается "под заказ", это не то, что назрело, наболело в душе режиссера, что он не может молчать?

— Когда мы ввели понятие "продюсерское кино", сразу мы поставили над собой вот это самое "кино под заказом". Никогда раньше этого в жизни не было. Этим же наше кино отличалось от всего кинематографа мира: все — под заказ, а наши — под жизнь, под душу, под себя, под сердце, это все другое.

— Кто же будет спасать наш отечественный кинематограф?

— Спасать его будет Леша Герман. По-прежнему. Вот такие режиссеры — они великие.

Своим мнением по этому вопросу с "Правдой.Ру" поделился и российский кинорежиссер, сценарист, продюсер Владимир Бортко.

— В чем заключаются проблемы нашего российского кинематографа?

— Дело в том, что в России малое количество кинотеатров, в основном там сидят молодые люди от двенадцати до тридцати лет и смотрят "экшн", то есть фильмы с использованием эффектов.

— Вы считаете, что сейчас доминирует зрелищное, клиповое мышление?

— Да, в кино ходят именно за этим — за зрелищем. Создание фильма очень дорого стоит. К примеру, один американский фильм стоит столько, сколько у нас государство выделяет на всю отечественную продукцию.

Наш кинематограф — это небольшая добавка к американскому кинематографу. Они получают один миллиард двести миллионов прибыли каждый год. У нас им демонстрировать свои фильмы крайне выгодно, потому что они, собственно, не затрачивают ничего, они показывают их и все. А мы здесь, у себя — просто небольшая часть американского кино, 15% от общего показа на территории России. Понятно, что отдачи нет никакой, то есть деньги мы не возвращаем. А ведь цель "Фонда кино" и есть, якобы, возврат денег. Который, в принципе, никогда не может случиться.

Беседовала Оксана ОРЛОВСКАЯ.

Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить