Качественное детское кино немыслимо без профильной студии

Почему у нас и детское кино "18+"?

С одной стороны, ничего особенного, если родители говорят: "О-го-го!" или "Вот те на!", а дети: "Вау!" или "Упс!". Они научились этим словечкам, посмотрев кино. С другой стороны, ситуация непростая, наше кино "тонет", хотя и очень организованно. Никто не кричит и не рвет на себе волосы, потому что все знают: "Нормальные герои всегда идут в обход".

Вот скажешь эту фразу своему подрастающему ребенку, а он не поймет. Какие такие герои? Почему в обход? Придется долго объяснять, что был такой фильм "Айболит-66" с уморительно смешным Бармалеем, в исполнении Ролана Быкова. Можно, конечно, спеть и сплясать, как в том музыкальном фильме, но не у всякого получится. Проще всей семьей фильм посмотреть, тогда можно будет вместе напевать: "Это даже хорошо! Это даже хорошо, что пока нам плохо".

Читайте также: Революционер Берт, породивший "Таганку"

Кто-то считает, что "Доктор Дулитл" с Эдди Мэрфи — тоже ничего кино. Но, на мой родительский взгляд, книги английского писателя Хью Лифтинга лучше, чем экранизация. По крайней мере, те, что написаны в окопах Первой мировой войны и адресованы его собственным детям. Всего у него вышло штук 20 книг, последние уже для внуков.

А кино… Не все картины иностранного производства подходят нам по менталитету, не все полезны. Вот, например, во многих американских фильмах отважные герои покоряют Арктику… без шапки и шарфа. На их красивые прически оседают прекрасные снежинки. Возможно, после этих лент наши молодые люди и девушки стали зимой одеваться, как герои блокбастеров. Хотя зима у нас — куда более суровая, чем в Калифорнии, где мастера бутафоры делают снежинки стоимостью 100 долларов каждая. А про то, как одеваются в трескучий мороз настоящие герои, можно узнать из фильма Сергея Герасимова "Семеро смелых" 1936 года.

Кино — это по большей части коммерция. Ведь в одном только Голливуде снимают по две картины в день, 700 штук в год. На "фабрике грез" гонят план по валу, и в этой массе иногда попадаются шедевры. В основном же снимают то, что нравится той или иной "целевой аудитории". Есть, например, категория фильмов для подростков, в которых юные герои показаны крутыми парнями и отвязными девчонками, а родителей у них как бы и нет вовсе, а если появляются — такие серые, невзрачные. Откуда у молодежи "навороченные" тачки и "клевый прикид" — не объясняется. То, что это просто съемочный реквизит, молодые зрители не понимают — и не надо. Главное, чтобы они купили билет на сеанс.

Такие фильмы снимать проще, и наши кинематографисты не преминули пойти по этому легкому пути. Несколько лет тому назад после картины "Сволочи" Александра Атанесяна разразился скандал. Многие возмущались клеветой на СССР в этом фильме. Но никто не возражал против того, что взрослые в ней изображены врагами детей. Конечно, и в жизни так бывает, и, увы, нередко, но вряд ли стоит позиционировать такое кино как детское. "Иваново детство" Андрея Тарковского 1962 года, если подумать, фильм не менее жестокий. Но это произведение искусства, увлекающее, заставляющее задумываться. А скандальная лента получила приз MTV как раз по результатам голосования молодежи и подростков. Возможно, если бы шло голосование за пиво и наркотики, то выиграли бы они?

Но, с другой стороны, вскоре после наших "Сволочей" появился фильм "Бесславные ублюдки" Квентина Тарантино, в котором историческая достоверность отсутствует напрочь, и отважные американцы по сюжету убили Гитлера. Если бы режиссер Александр Атанесян тоже позиционировал свой фильм как фантастику, модную ныне "альтернативную реальность", то никаких претензий к нему бы не было.

Как следует постаравшись, можно обойтись и без спекуляций и потакания низменным инстинктам. И детям, и взрослым нравятся анимационный сериал "Смешарики" Анатолия Прохорова. Новая "Снежная королева" Максима Свешникова прошумела по российским кинотеатрам и унеслась дальше по миру. Но таких фильмов пока что мало.

Быть может, надо детям показывать наши старые-добрые киноленты? "Внимание, черепаха!" Ролана Быкова (1969) для школьников младших классов, "Друг мой, Колька!" Алексея Салтыкова и Александра Митты (1961) для ребят постарше, "Золушка" (1947) Надежды Кашеверовой и Михаила Шапиро — для всех. В последней ленте занят только один актер-ребенок — Паж и Ученик феи (Игорь Клименков), все остальные — взрослые, но играют совсем "как дети и животные".

Кстати, не все фильмы про детей детские. Вот, например, "Чучело" Ролана Быкова детям лучше смотреть вместе со взрослыми. Прекрасная картина "Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен" Элема Климова сложна, перегружена намеками на события начала 60-х годов в Советском Союзе. Нынешние ровесники героя этого фильма, Кости Ивочкина, многого не поймут. Хорошо бы сделать современный повтор, но наши кинематографисты только учатся делать хорошие ремейки, они пока не волшебники.

Хотя нет, есть один режиссер-волшебник — увы, не наш. Он снял "Чарли и шоколадную фабрику" — фильм "для детей изрядного возраста". У Тима Бартона вышло бы переснять фильм Климова для современной аудитории.

Конечно, мне могут возразить фразой из ленты Георгия Данелии "Кин-дза-дза!", ставшей крылатой после того, как этот фильм вышел в советский прокат в 1987 году: "Вы тут самые умные? Это вам кто-нибудь сказал или вы сами решили?". Первым ее произнес Гедеван Александрович по прозвищу Скрипач, а в жизни актер и сын сценариста Резо Габриадзе — Леван.

Столько настоящих профессионалов обсуждают способы возрождения нашего кино, советуются, морщат лбы и потирают лысые головы. Но пока в России не появится современной полноценной студии детских юношеских фильмов, прежних успехов у нашего кино не будет. И не важно, назовут ли ее именем Алексея Максимовича Горького или в честь режиссеров-сказочников Александра Птушко с Александром Роу.

Читайте также: Страшная сказка о грустной действительности

А пока в Госдуме появился законопроект, в котором предлагается делить фильмы на национальные, совместного производства и иностранные. Доля последних в нашем прокате не должна превышать 20 процентов. Национальным предлагается считать те фильмы, в которых не менее 60 процентов общего объема работ на производство, тиражирование и показ осуществляют организации, зарегистрированные на территории РФ. Автор сценария, режиссер, оператор, звукооператор, художник-постановщик, актеры-исполнители главных ролей тоже должны быть на 70 процентов гражданами России.

Если этот проект станет законом и будет принят, тогда не только Жерар Депардье, более известный как Обеликс, но и его друг коротышка Астерикс, и другой творческий народ потянется к нам на ПМЖ.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Юрий Енцов
Юрий Енцов — журналист, внештатный автор Правды.Ру *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *