Гитлер - животное с человеческим лицом. Режиссер «Комиссара Рекса» покусился на фюрера

В Германии 6 миллионов человек пришли в кинотеатры посмотреть фильм "Закат" (некоторые, преимущественно переводящие из англоязычных изданий, почему-то предпочитают передавать название Der Untergang как "Падение" - ред. ) о последних днях Гитлера. Премьера уже состоялась во Франции, Норвегии, Польше, Эстонии и США. Теперь оценить правдоподобность истории о последних днях Адольфа Гитлера смогут и зрители в восточно-европейских странах.

Режиссер Оливер Хиршбигель ( Oliver Hirschbiegel ), который снял один полнометражный фильм "Эксперимент", а также сериалы "Город" и "Комиссар Рекс", выбрал вместе с опытным сценаристом и продюсером Берндом Айхингером ( Bernd Eichinger ) для своего нового фильма "Закат" форму холодного клинического анализа вкупе с традиционным драматизмом войны.

Крушение "тысячелетней империи" охватывает события нескольких дней с 20 апреля 1945, когда Гитлер справлял свое 55-летие (на самом деле — 56-летие — ред. ), до капитуляции нацистской Германии. Исключением служит краткий эпизод 1943-го, когда Гитлер на конкурсе выбирает своей секретаршей 20-летнюю Траудль Юнг.

Наиболее сильным представляется финал ленты, когда секретарша фюрера Траудль Юнг, от чьего имени ведется повествование, спустя годы вспоминает о своем герое. Состарившаяся Юнг (по-немецки: молодая, юная — ред. ) признается, что была наивной дурехой:

- Мой юный возраст меня не оправдывает, скорее меня интересовало то, что тогда происходило. Немцы постоянно носятся со своим прошлым. Наверное, мы не можем иначе?

Ответом на этот вопрос стал новый кинорассказ о Третьем рейхе. Ставкой на Траудль создатели фильма попытались избавить зрителя от соблазна переключить свои эмоции, например, на Гитлера.

Драме падения Третьего рейха предшествуют кадры, в которых сделана попытка показать портрет Гитлера с "человеческим лицом". Конечно, это должно было вызвать скандал. Сейчас ведутся разные споры о политкорректности, об исторической достоверности показанного, но куда меньше говорят о самом фильме и его художественных достоинствах. Не стоит забывать, что фильм не является документом, поэтому его авторы могли себе позволить и неоднозначные сцены, в которых Гитлер любезничает с секретаршами, ласкает собаку, играет с детьми, хвалит приготовленные своей кухаркой равиоли и даже периодически пытается пошутить.

Точка зрения, что актер Бруно Ганц старается очеловечить Гитлера, кажется несостоятельной. Благодаря его бравурной игре фюрер прорисован детально. Он скорее верно передает жестикуляцию и мимику фюрера, но никак их не смягчает. В его исполнении прекрасно передана истерика от измены старых товарищей по партии; Гитлер показан сломленным, рано постаревшим пожилым человеком с шаркающей походкой, которого гложут муки и страдания. Ганцу это удалось сделать без всякой дешёвой карикатуры на Гитлера.

Рассуждения о том, не выглядит ли он "слишком человечным", кажутся просто детскими. Ведь мало-мальски взрослый человек знает, что даже самые большие преступники в истории не выдёргивали мухам крылья, а факт, что диктатор благодарит за ужин, никоим образом не оттеняет его нечеловеческой деятельности, о чём и говорится в заключительных кадрах фильма, где авторы вспоминают жертв Второй мировой войны. Однако чем эта развалина сумела снискать такую популярность толпы?

В его речах перемешались агрессивное отчаяние подстреленного зверя и сверхчеловеческое бесстрашие. Он всех обвиняет в измене и посылает на смерть каждого, кто кажется ему нелояльным. Он разочаровался практически во всех партайгеноссе. В падении рейха виноваты только они и немецкий народ.

Факт, но этот отчаявшийся параноик или маньяк проклял немцев, он не может увидеть в них жертв. Здесь опять появляется блондинка Юнг, как собирательный образ провинившихся только тем, что симпатизировали Гитлеру и были ему преданы.

В "Закате", наверное, более, нежели в другом фильме, действует правило "свита делает короля", без неё фюрер-король так бы и оставался шутом. С немецкой пунктуальностью показаны день рождения Гитлера — танец на палубе тонущего "Титаника", козни генералов и т. д. Здесь из полнокровных фигур ближайшего окружения особо выделяется только доктор Геббельс . Статические, и тем не менее полные внутреннего драматизма сцены в бункере Гитлера — молниеносная свадьба с Евой Браун , споры о наилучшем способе ухода из жизни, истерические приказы несуществующей армии, разговоры с глазу на глаз со Шпеером и другими — прерываются эффектными прогулками в центр пылающего Берлина, где на баррикадах умирают малолетки и подростки.

Падение Третьего Рейха представлено историей "заката" в картинках: не меньше и не больше. Сцены насилия над гражданским населением, брошенные под советские танки школьники и прочие голливудские штампы, вроде первых снежинок, падающих на покореженные детские куклы, и душераздирающие сцены, в которых бойцы вермахта читают во время затишья после кровавых боёв письма от родных. В памяти всплывает сцена, когда Магда Геббельс усыпляет, а затем одного за другим отравляет шестерых своих детей. Если бы это не было правдой, могло бы показалось сценой из античной трагедии. Фрау Геббельс так объясняет свой поступок: "Они слишком хороши, чтобы жить без национал-социалистической партии". Однако в целом, расхожий сюжет киноленты не удивляет ни своим содержанием, ни формой. Эпизод о бывшем солдате, который уговаривает своего сына оставить баррикады, сделан топорно; другой — о враче, дезертировавшем из СС, поражает своей человечностью.

Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *