Калейдоскоп Тима Бертона

Им снят самый успешный фильм за всю историю кинокомпании «Уорнер бразерс», мультимедийный феномен - «Бэтмен». Им рассказана собственная версия «Красавицы и Чудовища» (в русском варианте «Аленький цветочек»), сказка с прологом и эпилогом – «Эдвард Руки-ножницы». Им реанимирован бренд студии «ХХ век Фокс» - «Планета обезьян». Его классическая картина «Труп невесты», где он предложил зрителям два мира – живых и мертвых. 25 августа свой полувековой юбилей отмечает американский режиссер Тим Бертон.

Бертон не обнаруживал особенных талантов, обучаясь в школе, но вскоре проявился его дар художника. В 9-м классе он выиграл 10 долларов и первый приз в городской конкурсе на лучший «антимусорный» плакат, который в течение двух месяцев украшал мусоровозы в его районе. На Рождество и Хеллоуин он зарабатывал деньги, украшая и разрисовывая окна жителей города снежными пейзажами, фонарями из тыквы, пауками и скелетами.

«В детском саду все рисуют одинаково, никто не выделяется, но когда становишься старше, что-то меняется – общество ломает тебя, - признавался Тим Бертон в интервью Марку Солсбери. – Вместо того чтобы поддержать ребенка – дать ему выразить себя и рисовать по собственному усмотрению, ему начинают навязывать некие стандарты, принятые в обществе.

«Нет! – говорят ему. – Так рисовать нельзя. Рисовать надо вот так». Потом что-то щелкнуло у меня в голове, и я подумал: «Да пошли вы все куда подальше. Меня не волнует, умею я рисовать или нет.

Калейдоскоп Тима Бертона
Калейдоскоп Тима Бертона
Я люблю это делать».

В 1976 году Тим получил стипендию Калифорнийской школы искусств – колледже в городе Валенсия, основанного Уолтом Диснеем, с программой разработанной киностудией Диснея для обучения перспективных мультипликаторов. Там он на 8-миллиметровой пленке снимал фильмы о мексиканских чудовищах и кино про серфинг.

В конце года все делали по коротенькому фильму, а потом их просматривал наблюдательный совет киностудии. Люди Диснея брали ребят из любого курса, особо интересуясь теми, кто заканчивал обучение, а также теми, кто подавал большие надежды.

Бертон мог и не закончить эту дорогую школу. Сначала ему предоставили стипендию, потом отобрали.

- Последний фильм, снятый мною, назывался «По следам сельдерея-монстра» - очень глупый, но меня взяли. Мне повезло: то был неурожайный год – они испытывали острую нужду в людях, - говорил режиссер.

На киностудию Диснея Бертон поступил в 1979 году в качестве художника-мультипликатора для работы над фильмом «Лис и охотничий пёс». Он работал на великого мультипликатора Гленна Кина. В течение трех лет ему приходилось рисовать умненькую лисичку, но ему никак не удавалось сымитировать диснеевский стиль. «Мои лисы выглядели так, словно попали под машину», - позже признавался Тим. Талантливого юношу мало вдохновлял этот конвейер даже под руководством большого мастера анимации.

Калейдоскоп Тима Бертона
Калейдоскоп Тима Бертона
- Меня всегда воспринимали как человека чудаковатого: бывало, подолгу сидел в чулане и не выходил или же усаживался на стол, а то и под стол. Иногда вытворял вообще что-то несусветное: однажды выдернул у себя зуб мудрости, забрызгав кровью весь коридор. Теперь все это позади, по крайней мере, в чулане я больше не сижу, - рассказывает Тим Бертон.

Продолжая работать на диснеевской киностудии, Бертон поставил восточную версию сказки братьев Гримм «Ганзель и Гретель». Картина была сделана с чисто бертоновской фантазией. Кульминацией ленты становится схватка в стиле кунг-фу Ганзеля и Гретель со злой колдуньей, которую играет мужчина. В целом фильм был достаточно близок к сюжету сказки, только все роли исполняли японцы. На съемках картины Бертону впервые довелось поработать с актерами, пусть даже и не с профессионалами.

Несмотря на низкий бюджет (116 тысяч долларов), Тим применил целый ряд сложных спецэффектов, включая технику покадровой мультипликации, заимствованную у сотрудничавших с ним коллег, а также множество визуальных трюков. Изменив профессию отца главных героев, с дровосека на игрушечных дел мастера, Бертон дал волю своей фантазии и страсти к игрушкам. Экран заполонили японские трансформеры.

- До сих пор мне делается дурно, когда люди спрашивают: «Как ты стал режиссером?» У меня действительно нет на это ответа. В этой истории нет пункта «А» и пункта «Б» – я даже не учился этой профессии. Мне просто сверхъестественно повезло, ничего больше, - говорит Тим Бертон.

Читайте еще в разделе "Культура".

Автор Григорий Резанов
Григорий Резанов — журналист, фотожурналист, бывший редактор культурного раздела Правды.Ру
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Темы школа
Обсудить