Ровно десять лет назад на экраны вышел знаменитый фильм немецкого режиссера Тома Тиквера «Беги, Лола, беги». Во многом эта картина оказалась важной вехой – после нее возрос интерес к немецкому кино. Позднее он снял еще более знаменитого «Парфюмера». В интервью журналу «Штерн» режиссер вспоминает о том, что было в прошлом.
- Господин Тиквер, прошло 10 лет со времени выхода фильма «Беги, Лола, беги». Что вам приходит на ум первое, когда вы слышите об этом?
- Все как всегда, по истечении десяти лет я уже ничего не чувствую. Но, если задуматься, конечно, многое произошло – и в личном плане, и в мире. Мир был совсем другим: ни краха новой экономики, ни 11-го сентября, ни окончательного взрыва глобализации. Опять же, картина, в которой есть набросок Берлина, обладала определенной конкретикой. Берлин, как амбивалентный город, врывается в современную эпоху и одновременно влачит за собой груз прошлого.
- Вас удовлетворила собственная проницательность?
- Будущее этого города нам не безразлично. Если его реализовать так, то это как-никак сгодится.
- Разве не заманчиво почивать на лаврах успеха? Американцы вас называют одним из «наиболее перспективных немецких режиссеров после Фассбиндера»…
- Честно сказать, это всё в прошлом. Этот фильм не был снят со страстью или пылом, как фильмы до или после. Факт, что этот дух времени был, по-видимому, на мое счастье чистым совпадением. Я всегда в одинаковой мере и доволен и недоволен своими фильмами. Миром овладел ажиотаж, но менее всего он коснулся меня. Поп-культурное настоящее относительно своевольно выбирает объекты для своей истерии. В этом году мы тоже пару раз оказывались по соседству.
- Фильм «Беги, Лола, беги» был случайностью или судьбой?
- Экзистенциально судьба зависит от случая, и наоборот. Обе являются по отношению друг к другу непростыми братьями и сестрами. Одно не может существовать без другого.
- Что побудило вас снять «Беги, Лола»?
- Я нашел очень простой и завораживающий образ мчащейся женщины, и вокруг него сконструировал весь фильм. Я хотел попробовать, можно ли из одного только движения сделать целое кино.
- Вы когда-нибудь жалели, что сняли эту картину?
- Нет, и я думаю это здорово (смеется). Больше всего мне нравится то, что при всем его адреналине это очень расслабляющий фильм. В этой ленте нет страха. Меня никогда не беспокоило, что фильм не развлекает. Во всех отношениях это очень незамысловатое кино, которое имеет достаточно легкомысленный посыл.
- Вы задумывались над тем, что было бы без этого фильма?
- Не знаю. Может быть, я бы снял этот или другой фильм. Но я всегда бы снимал фильмы. Успех практически помогает, когда вас узнают. Он значительно экономит время для реализации следующих проектов.
- Что лично вам особенно нравится в «Беги, Лола, беги»?
- Прежде всего, это напоминание о том, что режиссер, снимая кино, не должен быть очень напряжен. Сначала надо все хорошенько обдумать - а потом уж прыгать!