Том Тиквер – режиссер, который не напрягается

Ровно десять лет назад на экраны вышел знаменитый фильм немецкого режиссера Тома Тиквера «Беги, Лола, беги». Во многом эта картина оказалась важной вехой – после нее возрос интерес к немецкому кино. Позднее он снял еще более знаменитого «Парфюмера». В интервью журналу «Штерн» режиссер вспоминает о том, что было в прошлом.

- Господин Тиквер, прошло 10 лет со времени выхода фильма «Беги, Лола, беги». Что вам приходит на ум первое, когда вы слышите об этом?

- Все как всегда, по истечении десяти лет я уже ничего не чувствую. Но, если задуматься, конечно, многое произошло – и в личном плане, и в мире. Мир был совсем другим: ни краха новой экономики, ни 11-го сентября, ни окончательного взрыва глобализации. Опять же, картина, в которой есть набросок Берлина, обладала определенной конкретикой. Берлин, как амбивалентный город, врывается в современную эпоху и одновременно влачит за собой груз прошлого.

- Вас удовлетворила собственная проницательность?

- Будущее этого города нам не безразлично. Если его реализовать так, то это как-никак сгодится.

- Разве не заманчиво почивать на лаврах успеха? Американцы вас называют одним из «наиболее перспективных немецких режиссеров после Фассбиндера»…

- Честно сказать, это всё в прошлом. Этот фильм не был снят со страстью или пылом, как фильмы до или после. Факт, что этот дух времени был, по-видимому, на мое счастье чистым совпадением. Я всегда в одинаковой мере и доволен и недоволен своими фильмами. Миром овладел ажиотаж, но менее всего он коснулся меня. Поп-культурное настоящее относительно своевольно выбирает объекты для своей истерии. В этом году мы тоже пару раз оказывались по соседству.

- Фильм «Беги, Лола, беги» был случайностью или судьбой?

- Экзистенциально судьба зависит от случая, и наоборот. Обе являются по отношению друг к другу непростыми братьями и сестрами. Одно не может существовать без другого.

- Что побудило вас снять «Беги, Лола»?

- Я нашел очень простой и завораживающий образ мчащейся женщины, и вокруг него сконструировал весь фильм. Я хотел попробовать, можно ли из одного только движения сделать целое кино.

- Вы когда-нибудь жалели, что сняли эту картину?

- Нет, и я думаю это здорово (смеется). Больше всего мне нравится то, что при всем его адреналине это очень расслабляющий фильм. В этой ленте нет страха. Меня никогда не беспокоило, что фильм не развлекает. Во всех отношениях это очень незамысловатое кино, которое имеет достаточно легкомысленный посыл.

- Вы задумывались над тем, что было бы без этого фильма?

- Не знаю. Может быть, я бы снял этот или другой фильм. Но я всегда бы снимал фильмы. Успех практически помогает, когда вас узнают. Он значительно экономит время для реализации следующих проектов.

- Что лично вам особенно нравится в «Беги, Лола, беги»?

- Прежде всего, это напоминание о том, что режиссер, снимая кино, не должен быть очень напряжен. Сначала надо все хорошенько обдумать - а потом уж прыгать!

Читайте еще в разделе "Культура". 

Автор Григорий Резанов
Григорий Резанов — журналист, фотожурналист, бывший редактор культурного раздела Правды.Ру
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить