Русские снимали 3D-мультики еще при царе

Заслуги братьев Люмьер перед мировым кинематографом велики, потому что они были первыми. И пусть их движущиеся картинки с поездом и короткометражная комедия с мальчиком, который не хочет есть манную кашу, длились всего 3-5 минут – это случилось в декабре 1895 года. Однако первый полнометражный (почти 2-х часовой) боевик, первый цветной фильм, первая бюджетная картина, первые научно-популярные ленты и даже мультфильм в трехмерном изображении были сняты русскими кинематографистами и в России.

«Далеко не всегда ссоры бывают деструктивными. Часто они рождают весьма ценные, общественно значимые плоды. Вот поссорились в начале прошлого века донской казак Александр Ханжонков и одесский фотограф Александр Дранков, а в результате родился мировой кинематограф», - рассказывает писатель Валерий Чумаков в своей книге «Русский капитал. От Демидовых до Нобелей».

Потомственный казак Ханжонков до конца жизни гордился своим происхождением и тем, что его дедушка был знаком с Пушкиным, а отец при короновании Государя Александра II стоял в почетном карауле. Отслужив девять лет, и пройдя две войны – Русско-турецкую и Русско-японскую, подъесаул Александр Ханжонков по болезни вышел в отставку. Получив на всю оставшуюся жизнь острейший ревматизм и 5 тысяч рублей подъемных от государства на первое время.

В начале 1905 года отставной подъесаул заглянул в небольшой «биограф» - так тогда по марке самого популярного французского кинопроекционного аппарата называли синематограф. В то время в Ростове-на-Дону крутили сразу 4 фильма: «Прибой волн в Тихом океане», «Прибытие поезда», комедию «Муха» и скетч «Точильщик», в котором последний страшно пугается приближающейся к нему тетки с тесаком в руках. После просмотра подъесаул точно знал, как распорядиться деньгами. Кинопроектор в семье уже был. Его в 1896 году привез из Парижа старший брат Александра.

Сначала свои силы Ханжонков попробовал в качестве «челнока»: он закупал в Париже новинки, которые с выгодой реализовывал в Варшаве и Москве. Несмотря на дороговизну, публика была в восторге от кино. Что впоследствии дало повод вождю мирового пролетариата назвать его «самым важнейшим из искусств». В отличие от последнего императора Николая I , начертавшего в одной из резолюций, что «кинематография – пустое, никому не нужное и даже вредное развлечение». Царь вообще оказался редкостные ретроградом, не оценившим технические новинки, например, кино и телефон.

Пока Ханжонков курсировал по Европе, живший в Петербурге одесский мещанин Александр Осипович Дранков – обладатель титула «поставщик двора Его Императорского Величества» - решил снимать отечественное кино. К тому времени российский кинематограф мог похвастать всего одним фильмом на казачью тему, чей тираж составлял 200 копий. В начале 1908 года инженер-железнодорожник Василий Михайлович Гончаров написал первый российский сценарий – про казачью вольницу по мотивам известной русской песни «Из-за острова на стрежень». И даже попытался получить на свое творчество авторские права. При съемках этого фильма был впервые в мире применен «наезд» камеры. Камера «наехала» на Стеньку, ревнующего княжну к придуманного Гончаровым принцу Гасану.

Забавно, что съемки фильма проходили в Разливе, где позже будет скрываться от полиции Владимир Ленин. Сценарист остался недоволен работой Дранкова и поэтому переметнулся к Ханжонкову, предложив ему сразу 3 сценария на исторические темы: «Песнь про купца Калашникова», «Выбор царской невесты» и «Русская свадьба в XVI веке». Снимать решили на Житной улице у Калужских ворот, дом 29, где выстроили крупнейшую в Европе кинофабрику. Пригласили лучших столичных актеров, художников В.М. Васнецова и В.Е. Маковского, а саунд-треки, которые прилагались в виде нотных записей для тапера, написал известный композитор Ипполитов-Иванов.

Дранков лично посетил своего московского коллегу, который «увел» у него единственного в стране сценариста. На съемочной площадки ему особенно приглянулись декорации к «купцу Калашникову». Вернувшись в столицу, Дранков приступил к экранизации… этой же лермонтовской поэмы, вложив в производство немалый капитал. Ханжонкова выручили итальянцы, посчитавшие поступок Дранкова нечестным, и предложили русскому предпринимателю отпечатать в срочном порядке нужное количество позитивов на фабрике Шламенго.

Какие еще статьи на тему культуры? 

Автор Григорий Резанов
Григорий Резанов — журналист, фотожурналист, бывший редактор культурного раздела Правды.Ру
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *