21-ая церемония вручения премии "Ника" прошла, по слухам, скучно и безвкусно. "По слухам" - потому что журналистам "Правды.Ру" в последний момент отказали в аккредитации. Чего же испугались бывший директор столичного Дома кино Юлий Гусман и ближайший сподвижник Бориса Березовского Игорь Шабдурасулов?
Только днем 21 марта организаторы сообщили нам об аннулировании аккредитации. Причина - "у нас с вами не сложились отношения". Забавное объяснение, если учесть, что "Нику" проводит общероссийская общественная организация "Российская академия кинематографических искусств", или РАКИ - к этой абрревиатуре острословы любят прибавлять букву "С". И следовательно, Гусман и Шабдурасулов должны выстраивать отношения с прессой в строгом соотвествии с законом "О СМИ". Но когда для Гусмана на первом месте стоял закон? Разве что в те годы, когда он лихо распределял заказы ресторана и прочих точек общепита в Доме кино на Васильевской.
А отношения с нынешним руководством "Ники" у нас не сложились исключительно потому, что вот уже два года мы, и не только мы, пишем о деградации старейшей кинематографической премии страны, искренне волнуясь за её судьбу. Кое-чего даже удалось добиться - после наших настоятельных требований на сайте "Ники" в прошлом году появился почти полный список членов РАКИ. Правда, в других разделах там до сих пор висят матреиалы пятилетней (!) "свежести".
"Ника" в этом году деградировала просто до неприличия. Режиссёры многих общественно значимых лент демонстративно отказались предоставить свои картины для номинирования на премии Гусмана-Шабдурасулова.
Никита Михалков, с присущим ему юмором оставил свою нетленку "12" только во второстепенных номинациях. Но лишил возможности выставить её в основных - "Лучший игровой фильм" и "Лучший режиссёр". Полностью снял с "Ники" свой исторический блокбастер "1612" Владимир Хотиненко.
Но самый точный диагноз тому, что творится на "Нике", дала ситуация с Александром Сокуровым. Второй раз подряд гигант киномысли и отец русского трансперсонального кино не просто снимает свои шедевры с "Ники", но и внятно объясняет, почему он стал брезговать премией, где до этого его творчества команда Гусмана так привечала.
Достаточно вспомнить, как, буквально крякая от удовольствия, Гусман расхваливал на "Нике" одиозного сокуровского "Тельца" про смертельно больного Ленина. Начисто забыв при этом, что только благодаря Ленину такие люди, как он и его брат, Михаил могли стать многолетними директором Дома кино и первым замом гендиректора ИТАР-ТАСС соответственно.
И вот в 2006 году Сокуров не только снимает с "Ники" свой фильм "Солнце", но в интервью НТВ довольно ясно объясянет причины этого: "В борьбе за премию "Ника" стал важен не столько кинематограф, как искусство, сколько агрессивный пиар".
Сокуров фактически обвинил тогда Гусмана и Шабдурасулова в том, что "Ники" закулисно распределяются не по критериям искусства, а по клановым и прочим соображениям. Поэтому Сокуров и отказался в этом году номинировать на "Нику" свою потрясающую "Александру" с Галиной Вишневской.
Напомним, что сама "Ника" возникла в 1987 году на волне перестроечной истерии, умело руководимой членом политбюро ЦК КПСС Александром Яковлевым. Именно Яковлев годом ранее инициировал позорный Пятый съезд Союза кинематографистов СССР, на котором гнусной травле были подвергнуты классики советского кино - Лев Кулиджанов, Сергей Бондарчук и другие.
Надо ли удивляться, что первыми "Никами" была щедро осыпана снятая под кураторством Эдуарда Шеварнадзе коньюнктурная поделка - лента Тенгиза Абуладзе "Покаяние". Сравнивая сегодня "Покаяние" с такими фильмами Абуладзе как "Мольба" или "Древо желания" невольно чувствуешь, как нас всех тогда капитально, говоря в стиле Михалкова,обули.
"Ника" довольно быстро первратилась в театр одного актёра, и имя этого актёра хорошо известно. Конечно, шутки-прибаутки Юлия Гусмана и его креатив-френда Аркаши Инина умиляли.
Год, два, три, десять лет… В конце концов! Но скучный и пошлый кинокапустник несколько десятков лет… Перебор! Становится не по себе. Неслучайно уже третий год крупнейшие телеканалы отказываются
Что касается итогов "Ники", то они полностью подтвердили и наши прогнозы, и оценку Сокурова двухлетней давности. Анонимные члены РАКИ побоялись отметить "Груз 200", хотя включение этого опуса в номинации «Лучший фильм» и «Лучший режиссёр» ясно говорит об их гражданской позиции. Зато непонятно с какого бодуна пять "Ник" получил "Монгол" Сергея Бодрова-старшего. Неплохая с точки зрения эстетики лента, как раз из-за своего эстетства не имела успеха у зрителя. К тому же, фильм "Монгол" довольно двусмыслен с этической точки зрения, ибо в нём до небес восхваляется один из самых кровавых деятелей мировой истории, чьи потомки принесли столько горя и слёз русскому, и не только русскому, народу.
Список лауретов "Ники" несёт на себе такой отпечаток случайности, что создаётся впечатление, что всё решалось в последние дни. Довольно забавно смотрится Сергей Гармаш, ставший "Лучшим актёром" за роль в михалковских "12". Похоже, Гусман клюнул на иронический крючок Михалкова и решил дать сигнал Никите Сергеевичу, что готов замириться с основателем "Золотого Орла". Только надо ли это Михалкову?
Сам Гармаш на церемонию не приехал - якобы даже на один вечер не мог оставить сьёмочную площадку в Киеве. А злые языки тут же заговорили, что "Ника" Гармашу досталась вовсе не за "12". Дескать, это его "тридцать сербренников" за участие в маразматически-лживой картине "Катынь", авторство которой упорно припсиывается 82-летнему Анджею Вайде.
Единственная "Ника", которая не может вызвать никаких вопросов и сомнений, - это посмертная награда Александру Абдулову. Да и здесь Гусман умудрился поставить дело так, что всё смахивало на пиар на смерти всенародно любимого актёра. Которого его "друзья" не раз втягивали в сомнительные афёры, отвлекая от творчества. Как это делал, к примеру, в 90-е годы Сергей Соловьёв, привлеча Абдулова к руководству Московским кинофестивалем. Закончилось это отстранением соловьёвской команды и приходом на кормление тогда друживших Михалкова и Давлетьярова.
Что касается самой церемонии, то Гусман был, как всегда, в ударе. Присутствовавшие отметили, как виртуозно он нагрубил туркменским кинематографистам Ходжакули Нарлиеву и Мая-Гозель Аймедовой. Не отстал от своего дружбана и Михаил Жванецкий. Вручая "Нику" за сериал "Ликвидация", он умудрился со сцены сказать исполнителю роли Чекана Константину Лавроненко, что не знает, кто он такой.
Гусман даже не догадался сообщить Жванецкому, что Лавроненко на прошлом Каннском кинофестивале был награждён как лучший актёр и теперь пользуется мировой известностью.
Что касается появления на "Нике" Михаила Горбачёва, то не будем это комментировать. Михаила Сергеевича искренне жаль. Даже к своему другу Гусману он не может прийти без охраны, видимо, боясь, услышать слова «признательности» от "благодарных" соотечественников.
На прошлой "Нике", отвечая пессимизму Эльдара Рязанова, Михаил Швыдкой прямо со сцены прокричал: "Российское кино не в ж...пе!"
На сей раз он ограничился спичем про нравственность. Но руководитель ФАКК прав. Судя по "Нике" этого года, наше кино действительно не в "ж...пе". Но где-то близко.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.