Никите Михалкову заготовили «подлянку»

На этой неделе состоится конкурс на проведение юбилейного ХХХ Московского кинофестиваля. Причём за закрытыми дверями, хотя по закону представители СМИ имеют право на нём присутствовать. Что же чиновники хотят скрыть об общественности?

Скандальная ситуация на Московском кинофестивале стала складываться в 2006 году, когда скрытый конфликт между президентом фестиваля Никитой Михалковым и  генеральным директором Ренатом Давлетьяровым стал всеобщим достоянием. Тогда же фестиваль покинул крупнейший российский киновед Кирилл Разлогов, так и не добившийся, чтобы ММКФ из бестолково-пафосного шоу, отдающего дешёвой цыганщиной, превратился в серьёзное арт-хаусное мероприятие, которое следует начинать готовить не за три месяца до открытия, а сразу после окончания предыдущего форума.

В 2007 году Никита Михалков поставил Роскультуре (ФАКК) ультиматум – либо с Московского кинофестиваля уходит Давлетьяров и его команда, либо уходит сам Михалков. В результате конкурс на проведение 29-ого Московского кинофестиваля выиграл михалковский «Медиафест», а давльетьяровский «Интерфест» его проиграл. Это показалось поначалу странным, потому что симпатии руководителей киноотрасли Александра Голутвы и Сергея Лазарука Давлетьярову общеизвестны. Равно как и антипатия между Швыдким и Михалковым, которую Никита Сергеевич не особо скрывает.

Однако странное впечатление быстро улетучилось, поскольку конкурс прошлого года прошёл в непозволительно поздние сроки – в конце февраля. В результате этого и других причин михалковская команда подготовила один из самых провальных кинофестивалей за всю историю ММКФ, который уважаемый критик Екатерина Барабаш справедливо назвала «национальным позором». Когда на церемонии закрытия на сцене не хватает стульев, это уже даже не смешно.

Но дело даже не в стульях. Программа конкурса прошлого кинофестиваля была настолько убогой, что не только нам хотелось бы выяснить, каким образом вместо Разлогова программным директором вдруг оказалась бойкая финская бизнес-вумен Кирси Тюккюляйнен. Остаётся только гадать, чем прельстила «дорогого Никиту Сергеевича» сия особа, будто сошедшая с рекламы всеми любимой водки «Финляндия». И так прельстила, что Михалков объявил, что контракт с Кирси заключён на три года, что явно смахивает на не совсем законные действия.

После того ужаса, который творился на ММКФ 2007 года, многие ветераны стали не без сожаления вспоминать времена всевластия Давлетьярова. Конечно, было много негатива – и организационные недоработки, и хамство по отношению к прессе. Но были и позитивные вещи.

Если Кирси оскандалила Московский кинофестиваль включением в программу откровенно дилетантских опусов никому неведомых американских режиссёрш, то программа 2006 года, которую начинал готовить ещё Разлогов, поражала обилием звездных имён, особенно на фоне падения авторитета ММКФ, начавшегося сразу после развала СССР. Да, Бертран Блие и Иштван Сабо представили далеко не потрясающие шедевры, но новые фильмы этих классиков всё равно вспоминаются с удовольствием на фоне того барахла, который годом позже насобирала за деньги российского бюджета Кирси Тюккюляйнен. Проводившая, между прочим, основную часть времени во время ММКФ 2007 года в ночном клубе кинотеатра «Октябрь» на алкогольных танцульках, да ещё под музыку финских рок-групп дегенеративного имиджа, оплаченных опять же за счёт казны.

Не только я, но и многие мои коллеги, неангажированные всякого рода «белыми слонами» и «зелёными хорьками» критики, всё простили Давлетьярову в 2006 году только за то, что он привёз в Москву гениального режиссёра Рауля Руиса с его бесподобным творением «Климт», где роль великого австрийского мастера кисти сыграл Джон Малкович.

Посмотревшая это сновидение наяву Ирина Хакамада призналась мне, что потрясена настолько, что мечтает сняться у Руиса в какой-нибудь изысканной роли. Если бы «Климту» дали в 2006 году «Золотого Георгия», то это бы привлекло в Москву настоящие сливки эстетства и интеллектуальных изысков. Но друг Михалкова, провальный русофоб и халтурщик Анджей Жулавский, видимо, в отместку, что его сделали председателем жюри не сразу, а в замену Михаэля Ханеке, навязал решение, отдавшее Гран-при Московского кинофестиваля какому-то мулату из Швеции и его дешёвке «О Саре».

Заметим, что, после того как михалковский «Медиафест» с позором провалил кинофестиваль 2007 года, Давлетьяров не стал злорадствовать и давать ехидные комментарии. Он ответил удивительным и камерным арт-хаусным фестивалем «Завтра», показав, что восприимчив к критике и вовсе не является напыщенным тусовщиком, как его пытаются представить недоброжелатели.

«Интерфесту» удалось пригласить в Москву классика голландского кино Йоса Стеллинга, чья мини-ретроспектива прошла на прошлой неделе на канале «Культура». Стеллинг приятно удивил своей новой картиной «Душка» с Сергеем Маковецким в главной роли и вызвал подозрения, что Давлетьяров хочет вернуть себе контроль над Московским кинофестивалем уже в 2008 году.

Каковы бы не были итоги предстоящего конкурса на проведение юбилейного 30-го ММКФ, они, на наш взгляд, могут оказаться для Никиты Михалкова, как говорят в народе, «подлянкой» при любом раскладе. Кирилл Разлогов считает, что победить должен михалковский «Медиафест». И вот почему. Конкурс на проведение юбилейного фестиваля опять  проведён непозволительно поздно, хотя первый заместитель руководителя ФАККа Александр Голутва публично обещал автору этих строк ещё в июне прошлого года, что он состоится не позже августа-сентября 2007 года.

В середине декабря в ИТАР-ТАСС Михаил Швыдкой сообщил нам, что задержка связана исключительно с тем, что михалковский «Медиафест» не отчитался полностью за 29-ый кинофестиваль. Это заявление руководителя ФАККа однозначно выбивает почву из-под ног команды Михалкова. Ей теперь крайне трудно будет ссылаться в случае провала юбилейного ММКФ  на поздние сроки проведения конкурса, поскольку это произошло по вине самого «Медиафеста».

Не исключено, что конкурс выиграет и «Интерфест». У Давлетьярова есть неплохой опыт работы в авральных ситуациях. Конечно, Михалков в таком случае может, как президент фестиваля, выражать крайнее недовольство и бравировать очевидным успехом – включением фильма «12» в пятерку номинантов на «Оскара» в категории «Лучший неанглоязычный фильм».

А ведь «12» может «Оскара» и получить! Вот почему уже сейчас началась кампания, чтобы в случае такого далеко не для всех приятного события начать против Михалкова пиар-кампанию. Сигналом к ней стала статья в «Коммерсанте» президента ФИПРЕССИ Андрея Плахова, имеющего репутацию уникального мастера пользоваться ситуацией момента и сидеть сразу на нескольких стульях. Ведь и президентом ФИПРЕССИ он стал и задержался на этом месте в силу длительного конфликта между французскими и немецкими кинокритиками.

Так вот, по мнению Плахова, «оскаровская» номинация «Лучший неанглоязычный фильм» - какая-то неполноценная и на неё не стоит обращать серьёзного внимания. Дескать, по новым правилам эти картины оценивает несколько сотен академиков-пенсионеров, не любящих эстетические новации. Следовательно, и михалковский «Оскар», если он состоится, не даст права Никите Сергеевичу «всех строить».

Кирилл Разлогов удручён, что в последние годы климат Московского кинофестиваля определяют «византийские страсти». Безусловно, это вредит его и без того хилому весу в современном мировом кинопроцессе. На юбилейном фестивале стоило бы предложить что-нибудь по-настоящему сенсационное – например, открыть его фильмом Михаэля Ханеке «Забавные игры-2» или «Забавные игры  USA». И вручить создателю гениального метафизического хоррора «Скрытое» почётный приз за вклад в киноискусство. Это могло бы поставить точку в уникальном скандале, связанном с отказом Ханеке возглавить жюри 28-ого Московского кинофестиваля за две недели до его открытия, подлинные причины которого адекватно может изложить разве что Елена Степаненко в любимой публикой передаче «Кривое зеркало».

Автор Александр Петров
Александр Петров — журналист, бывший обозреватель политического раздела Правды.Ру *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *