"Жизнь - дерьмо" от одесситки Муратовой

Кира Муратова сняла очередной человеконенавистнический шедевр «Мелодия для шарманки». Её мировоззренческий настрой понять нетрудно – ведь она живёт в городе-призраке, в который из-за развала СССР и реформ 90-х превратилась красавица Одесса.

Сегодня Кира Муратова на Западе считается режиссёром номер один на всём постсоветском пространстве. Пару лет назад на Берлинском кинофестивале ей даже дали внушительную денежную премию имени Анджея Вайды, причём легендарный польский мастер сам настоял на персоне Муратовой.

Современному зрителю Муратова стала хорошо известна в 1987 года после выхода на широкий экран её шедевра «Перемена участи». В парадоксальной экранизации новеллы Сомерсета Моэма играла гениальная Наталья Лебле. Тогда же в повторный показ вышли фильмы 60-х-70-х годов – «Короткие встречи» и «Долгие проводы». Первый из них советуем не пропустить на этой неделе по телевидению, ибо в нём одну из лучших ролей сыграл Владимир Высоцкий.

Настоящий фурор произвёл в 1990 году «Астенический синдром» - беспощадный диагноз ускоренно деградирующему человечеству. После этого за Муратовой и закрепилась репутация мизантропки и режиссёра, смотрящего на природу человека в пессимистическом духе последних абзацев свифтовского «Гулливера». Грандиозный скандал разразился тогда вокруг финальной сцены, когда одна из героинь, возвращаясь ночью домой в пустом вагоне, выражает своё жизненное кредо при помощи звучной и длительной матерщины.

Снятые в 1994 году «Увлечения» породили надежду, что Муратова переменит свой взгляд на земную жизнь и человечество. Изысканная и бесподобная по стилю картина из жизни цирковых артистов поразила даже классика французского кино Алена Рене, который, посмотрев ленту Муратовой, заявил: «После таких фильмов хочется встать и долго аплодировать». Кстати, в «Увлечениях» перед публикой впервые предстала Рената Литвинова, ставшая одной из любимых и постоянно снимаемых актрис у Муратовой.

Но уже «Три истории» показали, что мизантропия Муратовой никуда не делась. Режиссёр убедительно показала художественными средствами, что человек – по натуре скотина, эгоист и каннибал, что его поведением управляют бессознательные и бессмысленные желания. И зло в человеке неискоренимо, ибо имеет первобытную основу. Особенно эффектно это было показано во второй новелле, где героиня Литвиновой топит собственную мать. Да и в третьей тоже, где симпатичная девчушка травит дедушку, коего восхитительно сыграл Олег Табаков.

Кстати, Табаков и Литвинова исполняют главные роли и в новом фильме Муратовой «Мелодия для шарманки». Более того, они играют богатых мужа и жену, у которых есть большие деньги, но нет детей. И пытаются дать счастье найденному ими на улице брошенному мальчику. Но сказочной истории со счастливым концом у Муратовой, естественно, не будет.

Как сообщили нам люди из окружения продюсера Олега Кохана, Муратова создала по-настоящему шокирующий фильм. Но не в духе провальной халтуры Алексея Балабанова «Груз 200», а в стиле «Сатирикона» Феллини и «Аккатоне» Пазолини. «Это удивительное переплетение вечных истин и бреда сумасшедшего. Это дети, зимующие в канализационных люках, и безумный угар «золотой молодёжи». Эта игра в рулетку и игра со смертью. Это преступление ради спасения жизни и преступление ради развлечения. После провального «Два в одном» Муратова поднялась так высоко, что её фильм может стать мировой сенсацией», - так говорят критики, уже посмотревшие готовые фрагменты «Мелодии для шарманки». И считают, что лента Муратовой схожа по интонациям с классической трагикомедией "Жизнь - дерьмо" легендарного Мэла Брукса, также "влюблённого" в человечество как и одесская знаменитость.

Как всегда у Муратовой, актёрский ансамбль потрясает. Кроме Ренаты Литвиновой и Олега Табакова, в «Мелодии для шарманки» снялась любимица публики Нина Русланова, крайне редко получающая в современном кино роли, достойные её таланта и темперамента. Опять увидит публика любимца Муратовой Жана Даниеля, столь потрясшего всех ролью содержателя гей-притона в котельной в «Трёх историях». Наконец, опять блеснут своими драматическими талантами мегазвёзды легендарного «Маски-шоу» - неподражаемый Георгий Делиев и бесподобная Наталья Бузько.

«Я играю роль нищего, этакого безумного уличного проповедника, которого зверски избивают беспризорники в грязном ангаре, - сообщил нам господин Делиев. – Хотя о съёмках я вспоминаю с удовольствием, потому что Кира всегда создаёт на площадке тепло и комфорт. Не сомневаюсь, что она всех поразит новыми открытиями в понимании человеческой души».

В этом же уверена и Наталья Бузько: «Мне Кира предложила необычную для меня роль. Я не хочу, чтобы в жизни мне пришлось испытать такое удовольствие – развлекаться воровством. А ведь есть такие люди, которые крадут не по нужде, а ради выброса адреналина. Многие из нас в последние годы ушли в себя, мы пытаемся не замечать ни бездомных детей, которые просто стараются выжить, и «золотую молодёжь», так быстро от прожигания жизни от этой самой жизни уставшую. Какая-то повальная усталость, повальное равнодушие. Наш фильм должен заставить задуматься. Может даже тех, кого мы играем».

В заключение отметим, что многие культурологи, как российские, так и европейские, объясняют настрой творчества Муратовой последнего десятилетия деградацией Одессы в постсоветское время. Будучи при царе и советской власти всемирно известным центром жизнерадостности и юмора красавица Одесса сейчас превратилась в город-фантом, живущий прошлым, воспоминаниями о золотых временах. Да и как может быть иначе, если из города постепенно разъехались почти все евреи, придававшие одесской жизни неповторимый колорит? Ставший из-за Горбачёва и Ельцина, их преступных реформ, почти ускользнувшим в Лету воспоминанием…

Автор Игорь Кулагин
Игорь Кулагин — бывший обозреватель Правды.Ру *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *