Тарковского закидали "Платками"

Конфузом и дешевым балаганом, как мы и предполагали, обернулся прошедший в Иванове Международный кинофестиваль имени Тарковского "Зеркало". Дошло до позора - во время конкурсного показа в кинотеатре... протекла крыша.

Руководители оргкомитета, замглавы ивановской областной администрации Ольга Хасбулатова и друг Ирины Саркисовой-Аллегровой Алексей Гарнизов с самого начала пошли на грубейшие нарушения федерального закона о СМИ. Поскольку фестиваль был государственным, то на него должна была быть осуществлена свободная и равноправная аккредитация зарегистрированных в Минпечати СМИ.

Ее отменили, решив пригласить проверенных критикесс, готовых воспеть осанну губернатору Михаилу Меню и его окружению. "Вы понимаете, это первый фестиваль, они так все волнуются",- сказала нам пресс-секретарь Ольга Шмырова, чувствуя неловкость от творившегося на "Зеркале" беззакония.

Впрочем, именно критикессы, как московские, так и ивановские, дали немало ироничной информации о провальном характере "Зеркала". Конфуз начался в первый же день - фильмы стали показываться раньше объявленного времени, а трансляция открытия сопровождалась техническим браком. Многие жители Иванова чувствовали себя лишними на этом "празднике жизни", куда пускали по спецпропускам, а улицы центра города были перекрыты.

Сам же фестиваль больше напоминал бенефис уважаемой Инны Чуриковой и ее друзей. В этом нет ничего плохого, если бы компанию Чуриковой разбавила великая Маргарита Терехова, сыгравшая в главном фильме Тарковского, давшего названию фестивалю. Но Терехова обиделась на хамское к ней отношение и демонстративно уехала в дом отдыха.

Зато закрытие фестиваля отметил пением председатель думского комитета по культуре Иосиф Кобзон. Журналисты давно пытаются узнать у Иосифа Давыдовича, какие законодательные инициативы в области культуры он разработал, но сделать это никак не удается. Зато послушать в его исполнении песню Таривердиева про мгновения - завсегда пожалуйста.

Изрядно шокировала знатоков кино ведущая церемонии закрытия Юлия Рутберг. Она так игриво путала имена и фильмы классиков кинематографа, что сложилось впечатление - для нее что Тарковский, что Федя Бондарчук одно и тоже.

Все эти курьезы могла бы искупить сильная конкурсная программа, но такую халтуру надо было постараться отыскать. Причем подавалась она с блефом постыдного характера. К примеру, отборщик зарубежной части Сергей Лаврентьев на голубом глазу уверял, что никому неведомый режиссер сербско-венгро-германской картины "Ловушка" Сердан Голубович отказался представлять свой опус на Московский кинофестиваль, где его якобы очень ждали, чтобы отдать "шедевр" столь "авторитетному" фестивалю как "Зеркало". Впрочем, чего еще можно ожидать от такого "многостаночника" как господин Лаврентьев, одновременно с "Зеркалом" окучивающим фестиваль мусульманского кино.

Еще более скандально повела себя директор российского конкурса пресловутая Ирина Павлова, включившая в программу опус "Платки" Юрия Павлова, своего супруга. Ладно бы фильм был интересный. Но, снятый по сценарию пятнадцатилетней давности, он представляет собой развесистую клюкву в давно вышедшем из моды стиле "рашен деревяшен".

История американца, приехавшего в Павлов Посад спасти всемирно известное производство платков с глупейшей любовной линией претендует на продолжение эстетики "народного фильма" незабвенных "Любить по-русски" Евгения Матвеева. Но если у Матвеева был юмор, что обеспечило успех его лентам, то у бывшего кинокритика Павлова получилась такая халтура, от которой прокатчики открещиваются руками и ногами.

Председатель жюри, выдающийся греческий мастер Тео Ангелопулос с грустным видом отказывался от комментариев. Понять маэстро можно - сейчас на "Мосфильме" он снимает новый фильм, и портить отношения с российскими продюсерами ему не хочется. Зато часть иностранцев, как сообщила журналист "МК" Лариса Резникова, в знак протеста против царящего на фестивале бардака и бесцеремонной эксплуатации имени Тарковского создала неформальный "Независимый клуб любителей выпить", спасаясь водкой от окружающего абсурда.

Как мы и предполагали, особо отличился на "Зеркале" шоумен и друг Ирины Аллегровой Алексей Гарнизов. В Юрьевце после прошедшего в жуткой давке посещения гостями фестиваля дома-музея Тарковского он закатил на центральной площади второсортный эстрадный балаган с песнями и плясками. "В память режиссера", - с иронией отметила Лариса Резникова, заметив, что для полного кайфа Чуриковой и прочим звездам нашей культуры не хватало только цыган с медведями. Кстати, самих жителей Юрьевца держали в большом отдалении от сцены и бомонда, дабы они не мешали Чуриковой и ее друзьям "наслаждаться" сомнительным шоу.

Но самым скандальным и позорным оказалась ситуация в кинотеатре "Современник", где первоначально шел показ конкурсных фильмов. С изношенным оборудованием, из-за которого на экране возникала специфическая картинка, народ быстро смирился - если с утра залить глаза горячительными напитками, все может показаться даже оригинальным. Но вот во время сильного дождя вода хлынула с потолка на сцену и в зрительный зал. Иностранные гости от такого просто обалдели.

Показы перенесли в другой кинотеатр, но позор получился всероссийского масштаба. Как можно проводить показушные международные фестивали, если у тебя кинотеатры давно требуют капитального ремонта? По Иванову тут же поползли слухи, что Ольга Хасбулатова прекрасно знала о ситуации в "Современнике", но захотела столь скандальным образом подставить губернатора. Михаил Мень действительно оказался в неприглядной ситуации - создал вокруг "Зеркала" ажиотаж, а тут выясняется, что он не владеет ситуацией с кинотеатрами в областном центре.

Да и спонсоры "Зеркала", как говорят, просят, чтобы Михаил Мень организовал независимый аудит расходования денег на фестиваль. Их особенно интересует, соответствуют ли нехилые гонорары московской дирекции (Гарнизов, Лаврентьев, Павлова, деятели из "Интерфеста") реальным результатам их труда.

В заключение упомянем о таком курьезе. На открытии "Зеркала" торжественно чествовали сестру Тарковского Марину. Но через пару дней она, отвечая на вопросы журналистов, как бы Андрей Тарковский отнесся к такому вот фестивалю, ответила: "С большой иронией". О сестре Тарковского тут же дружно забыли, и понятно почему. Скорее всего, Тарковский сказал бы даже не такие слова, а нечто вроде того, что на Московском фестивале выразил Леонид Ярмольник Ирине Павловой и что она не решается повторить. И правильно бы сделал.

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить