Интервью Станислава Говорухина о кино, Голливуде и хрущевской "оттепели"

Станислав Говорухин: Голливуд надо истребить

Известный российский кинорежиссер Станислав Говорухин побывал в гостях у Pravda.Ru. В преддверии выхода в прокат новой картины Станислав Сергеевич вспоминает свои самые известные фильмы, рассуждает о попкорновом зрителе и предлагает заменить голливудскую кинопродукцию в российском прокате фильмами из стран Азии — Южной Кореи, Китая, Японии.

— Станислав Сергеевич, как вы считаете, какова будет прокатная судьба фильма "Weekend", кто его увидит

- Честно говоря, мне бы хотелось, чтобы его посмотрел российский зритель, а для этого любую картину нужно рекламировать. Вы сами прекрасно знаете, что без рекламы сегодня зритель в кино не идет. И порой деньги, потраченные на рекламу, стоят больше, чем сам фильм. Можно привести много примеров, когда зрителя просто заставили пойти на фильм из-за бешеной рекламы.

Но это уже задача хорошего продюсера, а моя задача как режиссера поставить фильм так, чтобы зритель во время просмотра не ушел в туалет и не вытаскивал телефон из кармана, не смотрел, сколько времени осталось до конца сеанса. Я и в других фильмах ставлю перед собой такие задачи.

— Недавно в Думе было обсуждение государственной политики по поводу отечественного кино, и вы предложили ввести квоту на американские фильмы, предложив альтернативу — кино стран Азии. Скажите, пожалуйста, а как вы сами думаете, кто может пойти в России на китайское кино или корейское кино?

- Я иногда слежу за прессой и вижу, как побеждают на фестивалях азиатские фильмы. И сейчас вам скажу, что считаю у нас в российском прокате излишек голливудской продукции, не американского кино, прошу не путать, а именно голливудской продукции.

И вместе с тем мы не имеем полной картины, что происходит в мировой кинематографии. Какие бы у нас не сложились отношения с Евросоюзом, все равно это очень сильная кинематография, там огромный сегмент фильмов, которых мы не знаем.

В Думе мы говорили о квотировании, но это невозможно сделать, потому что российское кино нет в достаточном количестве, а пятьдесят процентов продукции вообще не предназначены к показу широкой публике.

Но если поставить вопрос по-другому, попробовать сократить долю голливудских лент за счет великолепных японских, корейских, гонконгских фильмов, это можно рассмотреть как выход из сложившейся ситуации. Хотя я прекрасно понимаю, что сделать это невозможно, потому что многие нити наши российского кинопроката находятся в руках американцев.

- Речь идет о том, как заставить людей смотреть корейский кинематограф, мы знаем голливудских звезд, но понятия не имеем об азиатских звездах.

- Вы видели в жизни хотя бы несколько корейских фильмов? Даже я в своей жизни видел несколько гонконгских, корейских, китайских, вьетнамских картин и хочу сказать, что они совершенно потрясающие, а как заставить пойти зрителя на это кино, простите не моя забота.

Для этого есть прокатчики. Кроме того, зачем придавать такое значение моим словам, я же не Путин, чтобы так прислушиваться ко мне, я просто предложил и высказал свое личное мнение.

— Тем не менее, к вашим словам стоит прислушаться. Каким должно быть кино, чтобы зритель на него ходил? Вы, как мэтр отечественного кино, можете ответить на этот вопрос, какое кино нужно российскому зрителю?

- Кино должно быть и будет таким, каким будет зритель. Коммерческим.

Сейчас время коммерции, значит нужно делать такое и кино.

С сюжетами ниже плинтуса для полуграмотной молодежи, которая с попкорном в руках заполняет кинотеатры. И это не только в России, и в Америке такие же тупые подростки сидят в кинотеатрах. Вспомните, какой у нас в стране был уровень 20-30 лет назад.

Но мы, к сожалению его безнадежно потеряли. Сегодня образованным и думающим кинематографистам, чтобы завоевать современную публику, нужно опуститься до уровня своего малограмотного зрителя. И я нисколько не кокетничаю.

— И это притом, что у нас десятки отличных киностудий в России, для кого же мы будем снимать?

— На самом деле у нас киностудии можно пересчитать по пальцам: Мосфильм, Ленфильм, киностудия им. Горького, Свердловская киностудия, и скоро будет Ялтинская киностудия. Это совершенно очевидно, что скоро кинематографическая мекка заработает на высшем уровне.

За дело взялся президент и Союз кинематографистов. Никита Михалков на встрече в Ялте докладывал о состоянии дел и что планируется сделать.

Я думаю, что на следующее лето она будет такой, какой она была 30 лет назад, когда одновременно в городе летом снимали по десять — двенадцать фильмов. И надеюсь, что будет сниматься достойное российское кино, поднимая культурный уровень нашего зрителя.

— По поводу культурного уровня — недавно вы стали инициатором запрета на нецензурные выражения с экрана. Не пожалели об этом? Ведь иногда без звучного матерного словца сцена не сцена.

— Не пожалел, потому что искренне не понимаю, зачем нужен мат на экране?

У меня ни в одном фильме никто никогда не ругается и у Чехова никто не ругается. Мне, конечно, возразят, скажут: "А у Льва Николаевича Толстого, помните, егерь на охоте кричит графу матерным словцом".

Я наизусть знаю русскую классику, потому что ничего не могу читать из современных писателей, постоянно перечитываю Чехова, Достоевского, Толстого и могу сказать, что это случается в самых редких случаях. Нет никакой необходимости в том, чтобы герои Достоевского или Лермонтова матерились.

Еще раз повторюсь, меня этот закон никак не задевает.

— Закончив одну картину, вы приступили к съемкам следующей. Что за новый фильм, над которым вы сейчас работаете?

- Я написал сценарий по мотивам произведения Сергея Довлатова. Книга называлась "Компромисс", действие происходит в 60-е годы. Сюжет начинается тогда, когда американцы полетели на Луну. А сам фильм называется "Конец прекрасной эпохи".

По поводу этого есть статья самого Довлатова с таким же названием, есть у Бродского замечательные стихи. И Довлатов, и Бродский подразумевали те прекрасные годы, которые наступили в России во времена "оттепели". И это продлилось буквально до ввода войск в Чехословакию.

За тот короткий период появилась потрясающая литература, вы не знаете об этом, потому что сегодня молодежь читает мало. А я перечитываю литературу того времени бесконечно: Распутин, Белов, Астафьев, Абрамов. Вспыхнула потрясающая плеяда поэтов: Евтушенко, Рождественский, Вознесенский, Окуджава, Ахмадулина, Высоцкий.

Открылись новые театры: "Современник", театр "На Таганке" Любимова, Товстоноговский театр в Питере. Прошел первый фестиваль молодежи в Москве.

Это вот то, о чем Пушкин, описывая атмосферу в обществе на фоне победы над Наполеоном, писал: "Как сильно бились тогда сердца людей при слове Отечество". Это был, безусловно, конец прекрасной эпохи…

Вот такой фильм и снял я: об атмосфере в обществе в шестидесятые годы. Только не знаю, найду ли я своего зрителя для фильма…

— После того как вы снимете фильм и его посмотрят зрители, волнуют ли вас рецензии критиков?

— Честно говоря, раньше следил, поскольку все мои фильмы критики ругали, я страшно переживал. Потом потерял интерес, пропала привычка что-то читать, а сейчас мне все равно, что обо мне напишут. Наконец, понял, что для меня неважно, какой будет успех фильма сегодня, а мне важно, чтобы он жил долго. Когда мой дипломный фильм "Вертикаль" показывают по телевидению, у меня сердце переполняется радостью.

О фильме надо судить через 20 — 30 лет. Например, картины "Я шагаю по Москве", "Летят журавли" никогда не устареют. "Место встречи" тоже не сразу приняли, а сегодня мне звонят с телеканалов и уговаривают снять фильм о том, как снималась картина, потому что у нее, простите за нескромность, миллионы поклонников.

Картину "Ворошиловский стрелок" критики просто размазали. Над фильмом "Благословите женщину" издевались, как нельзя себе представить. Ругали на чем свет стоит. Картина "Пираты ХХ века" была чемпионом проката. Она побила все кассовые сборы, огромные очереди стояли в кассы за билетами. А критики ее материли еще год после того, как ее сняли с проката. А зритель сегодня смотрит их с удовольствием, о чем и пишет в интернете. Время все ставит на свои места. Вот соберемся с вами через двадцать лет и поговорим о моих фильмах еще раз.

— Станислав Сергеевич, вот вы сказали, что вам на телевидении предлагают снять фильм о том, как снимался сериал "Место встречи изменить нельзя". А было у вас когда-нибудь желание снять продолжение "Места", ведь там много сюжетных линий, много персонажей?

— Какое продолжение без Высоцкого? Он был главный персонаж.

Без него успех невозможно повторить. Да и зачем? Разве этот фильм плохой?

Читайте также:

Говорухин: Одна из главных проблем — низкий уровень образования молодежи

Станислав Говорухин: "Решение Совета Федерации я абсолютно приветствую"

Станислав Говорухин обижен на зрителей за Weekend

Говорухин предлагает наказывать за мат в эфире рублем

Говорухин предложил подумать о госконтроле за СМИ

Станислав Говорухин: "Не люблю Гамлета в бронежилете"

Станислав Говорухин: Идея русского кино без водки — чушь собачья

Говорухин предлагает ввести квоты для отечественного кино

Режиссер Станислав Говорухин стал народным артистом России

С.Говорухин: Боевики могут начать расстрелы уже сегодня

Автор Анжела Якубовская
Анжела Якубовская — журналист, сценарист, корреспондент, автор Правды.Ру *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить