Почти синхронно в России стартовал прокат новых фильмов двух братьев, сыновей автора гимна СССР. Работы Никиты Михалкова "Солнечный удар" и Андрея Кончаловского "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына" — безусловно, явление неординарное, знаковое и прочая. Разные сценаристы, актеры, жанры, съемки, но все сверхталантливо! Однако некоторые критики говорят, что один брат снял дорогое почти западное кино как бы для "вразумления" русских, а другой -- простое русское кино про русских для "просвещения" Запада…
Автору этих строк довелось накануне посмотреть оба этих великолепных фильма, вот и пишу о них. Но это отнюдь не рецензия и категорически не потуги хоть как-то поставить под сомнение профессионализм, талант или даже помыслы наших киномэтров — как ни обсуждай, они на самой что ни на есть высочайшей высоте. Это просто, так сказать, арифметические упражнения вперемешку с мнениями простых зрителей, не отягощенных талантами кинокритика…
Стоимость картины Михалкова, судя по прессе, составила около 960 миллионов рублей — суммы голливудские. Как рассказал прессе сам мэтр, такой солидный бюджет объясняется, в том числе, и тем, что в России просто не осталось колесных пароходов и снимать пришлось в Швейцарии, на Женевском озере. Общий размер труппы — около 450 боевых творческих единиц. Фильм рассматривался российским оскаровским комитетом в качестве кандидата от России на премию "Оскар" за лучший иностранный фильм 2014 года…
Состоялась и премьера фильма "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына" Андрея Кончаловского (правда, пока не в широком российском прокате — говорят, "большой экран" будет сначала где-то на Западе). Фильм, войдя в конкурсную программу 71-го Венецианского кинофестиваля, уже получил главный режиссерский приз "Серебряный лев", а также дополнительно — Green Drop Award, за внимание к экологическим ценностям.
"Почтальон Алексей Тряпицын — реальная фигура, которая живет в реальном месте. Развозит людям хлеб, почту, налоги, лампочки, деньги, пенсии. Он для них — жизнь. Ощущения от жизни сегодня очень простых русских людей. Вот я и снял про них кино. Вместе с ними!" — поведал прессе Андрей Кончаловский.
Съемочная группа "Белых ночей почтальона" включала в себя только 25 человек, снималось много местных жителей Плесецкого района Архангельской области. По разным данным, компания "Почта России" (все-таки в кино фигурирует сельский почтальон) вложила в производство фильма около 30 миллионов рублей, а еще 26,5 миллиона рублей выделило министерство культуры РФ. То есть у Кончаловского денег потрачено — нетрудно подсчитать, во сколько раз меньше… Ну, да ладно, не в деньгах, в конце концов, счастье. Хотя…
"Самая главная наша затрата — колесные пароходы, которых не осталось в России. Нам пришлось все это строить в Швейцарии. Злые языки сразу уличили нас в нежелании снимать в России, но они не знали реального положения дел. Просто там действительно все корабли были на ходу… Потом нам пришлось с помощью компьютера вырезать берега Женевского озера и вставлять берега Волги", — рассказал в одном из своих многочисленных "предпрокатных" интервью Никита Михалков.
Но вот какие мнения довелось услышать от зрителей, выходящих из зала премьеры в Архангельске 9 октября. Очень многих местных киноманов, из числа тех, которые проштудировали перед самим фильмом всю прессу о нем, несколько разочаровало то, о чем сам Михалков явно даже и подумать не мог. "И чего было пароход в Швейцарии искать, у нас даже лучше!" — так в сердцах сказал автору этих строк немолодой зритель, махнув при этом рукой.
В его конкретных кинолюбительских глазах почему-то отразилась не эпоха, не драматические перипетии сюжета, а такая мелочь, как фактура места действия некоторых эпизодов фильма. О том, что пароход-колесник за большие деньги снимали в Швейцарии, ко времени премьеры было уже написано, извините, на каждом интернетовском заборе.
Между тем, по крайней мере, в Архангельской области прекрасно известно, что уникальный живой колесник "Николай Гоголь", которому уже 103 года, совершает регулярные рейсы по Северной Двине, к тому же недавно пароход прошел реконструкцию.
Пароход был заложен в 1910 году на нижегородском Сормовском заводе по заказу Северного пароходного общества. Он был построен по последнему слову техники того времени. В 1911 году пароход "Н.В. Гоголь" открыл первую навигацию на линии Вологда — Архангельск. В годы Гражданской войны он доставлял к местам боев пополнение, боеприпасы и продовольствие, после превратился в плавучий госпиталь, а затем нес трудовую вахту. То есть русский пароход САМ ВИДЕЛ события, связанные с теми самыми временами, которые фигурируют в михалковским "Солнечном ударе". А швейцарские колесники, они что, тоже видели русскую революцию?
После реконструкции старейший в России пароход-колесник до сих пор возит туристов по Северной Двине. В сети фотографий и видео с этим уникальным судном полным-полно, сами убедитесь, что оно уникально. Когда поднимаешься на борт этого судна, поневоле испытываешь сначала искреннее удивление, а потом неподдельную гордость — живая история… Кстати, об исторической судьбе "Гоголя" Pravda.Ru писала подробно, поинтересуйтесь.
Снимать натуру на "Гоголе" было бы на порядки дешевле, чем в Швейцарии, на точно таком же пароходе. И не пришлось бы по-голливудски "вставлять берега Волги" в кадр на компьютере, ведь Северная Двина во многих местах — просто копия великой русской реки. Поверьте, знаю, о чем говорю — я родился на Волге, в Ярославле, но давно живу на Двине, в Архангельске… Ну и, соответственно, бюджет "Солнечного удара" был бы куда меньше. Ведь что-то очень сомнительно, что "наше все" в лице Михаила Сергеевича, свободно вхожего "куда надо", снимало 180-минутный фильм, извините, "на свои"…
"Голливудец" Андрей Кончаловский попросил не рассматривать свой фильм в качестве кандидата при выдвижении номинанта от России на премию "Оскар". Режиссер пояснил, что было бы нелепо бороться за премию американской киноакадемии после озвученной им в последние годы критики голливудизации российского кинематографа и его утверждений о пагубном влиянии американского кино на вкусы и пристрастия российских зрителей.
Андрей Кончаловский — и режиссер, и продюсер, и один из авторов сценария фильма. В одном из интервью он признался, что "…просто наблюдал за жизнью и людьми, а сценарий фильма о жизни реального сельского почтальона из деревни под Архангельском сложился при монтаже отснятого материала".
Сергей Михалков, режиссер, говорит: "Солнечный удар" — это не просто обыденная любовная история… Это провидение, магия, нечто неосязаемое и неуловимое, понятное лишь двоим… Судьба главных героев красной нитью вплетается в жизнь и гибель великой России, русского мира".
Но у кого из братьев получилось больше этого самого русского мира, понять непросто. Критики говорят, что автор еженедельного "Бесогона" на телеканале "Россия 24" снял западное, почти голливудское кино для "вразумления" русских за большие деньги, а бывший голливудский режиссер, автор экзистенциальной драмы про беломорского почтальона — копеечное (в смысле затрат) русское кино про русских для "просвещения" Запада…
По холодной русской Северной Двине ходит русский пароход, видевший ад гражданской войны и все сопутствующее. По теплому, как в раю, Женевскому озеру плавает швейцарский колесник, видевший только съемки, а не саму драму…
Есть такой анекдот про Раневскую. Не знаю, правда или нет, но смешно. "Фаина Георгиевна, а где бы вы после смерти хотели оказаться, в раю или в аду?" — "Ну в раю, конечно, лучше, но в аду веселей, там же все наши соберутся". Ничего личного, только цитаты…
Читайте также:
Кто рисует картинки "ужасной России"?
"Жизнь продюсера всегда висит на волоске"
В минкульте круглый год первое апреля?
"Бриллиантовая рука" — кино от любви
Спасая рядового Райана, забыли про Теркина
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.