Сегодня, 28 апреля 2014 года, комедии Гайдая "Бриллиантовая рука" исполняется 45 лет

"Бриллиантовая рука" - кино от любви

Большая страна 28 апреля 1969 года познакомилась с комедией Леонида Гайдая "Бриллиантовая рука", которая вскоре станет всенародно любимой. И остается такой до сих пор. Поклонники этой киноленты знают о ней практически все, что рассказали ее создатели и участники съемок. Были и небылицы. Знают, что худсовет заставил убрать некоторые реплики: "Как говорит шеф, главное в нашем деле — социалистический реализм", "Партию и правительство оставили на второй год", "И вы знаете, я не удивлюсь, если завтра выяснится, что ваш муж тайно посещает синагогу".

Сколько раз рассказывали, что эпизод, где тяжеленный крюк подъемного крана, который раскачивался над головой Юрия Никулина, в конце концов, упал ему на шею, не относится к числу трюковых. Самообладание Никулина, у которого оказалась рассечена кожа и произошло небольшое сотрясение мозга, позволило режиссеру вставить этот момент в картину. Вспоминаю, как весело реагировал зал на эту "клоунаду". Никто и подумать не мог, что это не понарошку.

Совершенно не имеет смысла пересказывать хорошо известный сюжет. Хочется поделиться мыслями о кино. О хорошем кино и особенно о кино комедийном. Прежде всего, отметаем мнения фанатов — это уже диагноз. Вечно недовольные, которым по определению, априори ничего не любо, — тоже не компетентны высказывать свои суждения. Рассуждая по гамбургскому счету, "Бриллиантовая рука" — безусловный шедевр!

Читайте также: Спасая рядового Райана, забыли про Теркина

При всем уважении к замечательному Леониду Гайдаю, режиссер больше не снял ничего и близко похожего на этот фильм. Во-первых, другие ленты были либо сняты по произведениям классиков советской сатиры Зощенко, Ильфа и Петрова, во-вторых, как в случае с "приключениями Шурика" — это был ряд искрометных маленьких новелл (в чем Леонид Иович был безусловно мастером незаурядным, вспомните его короткометражки "Самогонщики", "Пес Барбос и необычный кросс").

На "злободневную" тему Гайдай снял "Спортлото-82" и крайне неудачный, конъюнктурный "На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди". Разве что "Кавказская пленница" может быть сопоставима с "Рукой". Но в этой картине используются опробованные в предыдущей ленте герои (незабываемая троица Трус, Балбес и Бывалый), не говоря уже о непременных у Гайдая гэгах. Иное дело — "Бриллиантовая рука". Во всех отношениях. Эту картину можно и нужно рассматривать в русле мирового кинематографического мейнстрима.

Как мы уже отмечали, "Бриллиантовая рука" сходна с более ранней "Кавказской пленницей" тем, что это две криминальные комедии на современную тему. В принципе, уголовные элементы, жулики, ловчилы и прочие типчики действуют во всех фильмах Гайдая. Но реальная угроза убийством грозила, по сути, одному нелепому Семену Семеновичу Горбункову.

Именно старший экономист "Гипрорыбы" в исполнении Юрия Никулина является тем самым "совком", как презрительно именовали и, чего греха таить, еще и доныне именуют советского человека. Не строителя коммунизма, не хапугу, не героя, а рядового обывателя. Таких всегда величали по именам: в Германии — Михель, в Англии — Джон, наших за границей — Иван. Русофобы придумали "совок". Надо же как-то поиздеваться над своими соотечественниками!

Этот образ — существенная находка как для сценаристов, так и для режиссера, чей выбор пал на обаятельнейшего Юрия Никулина. И хотя авторы иронизировали над соцреализмом (помните, эту фразу пришлось убрать из окончательного варианта), сами показали типичного советского гражданина в типических обстоятельствах. Историю с контрабандой, нужной лишь для более выпуклой иллюстрации главного героя, в расчет не берем.

Читайте также: Сколько ни скреби русофоба, патриота нет

Типично типичнейший гражданин Страны Советов, как показано в фильме, реагировал на нашу и забугорную жизнь. От встречи "облико морале" с проституткой и до сцены соблазнения "верного мужа" в гостиничном номере, от сотрудничества с "органами" и до пьянки в ресторане "Плакучая ива". Так реагировал в своем большинстве советский обыватель на вызовы реальной жизни. И подано это не с брюзжанием или нравоучением, а живо и искрометно.

Сейчас подобный фильм невозможен по многим причинам. Назовем главное: сегодняшний Горбунков, допустим, внук тогдашнего Семена Семеновича, попытался бы обскакать мафию. Простакам в кино удается оставить в дураках гангстеров. Ну и чем, скажите, такой фильм отличался бы от французских, итальянских и американских лент? Хоть стародавних, хоть нынешних.

Тут не только вина кинематографистов — что-то неповторимое ушло вместе со временем. Не будем оправдывать и мастеров культуры. Идиоты-госчиновники мало того, что попили кровь у родившегося в Сибири выходца с Полтавщины Гайдая и его соавторов, родившихся на Украине евреев Якова Костюковского и Мориса Слободского, они и зрителя чуть было не лишили шедевров комедийного жанра. Однако эти творческие люди, в отличие от сегодняшних креативных, научились противостоять чиновничьей глупости и самодурству. Нынешним же — все разрешено. И что получается на поверку? Юмор с шутками ниже пояса или выдаваемая за сатиру оголтелая русофобия.

"Бриллиантовая рука" никогда не была и не претендовала быть сатирой на советское общество. Даже на "родимые пятна" прошлого эта лента взирала с улыбкой, почти благосклонной. Кино, как теперь говорят, чисто поржать. Без претензий. А вот получилось же не только с юморком, но и с умом. Наверное, от любви. От любви к ближнему, к Родине, к человечеству, к самой Жизни. В противном случае получается уродство и порнография.

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *