Забытый режиссер незабытых фильмов

Исполнилось 105 лет со дня рождения режиссера Владимира Вайнштока, который знаменит своими экранизациями произведений классиков. Наибольшее признание получили его картины "Вооружен и очень опасен", "Дети капитана Гранта", "Остров сокровищ" Стивенсона и "Всадник без головы" Майн Рида. Эти четыре хита, как четыре столпа, поддерживали всю жизнь.

11 марта 1908 года в Ленинграде родился Владимир Петрович Вайншток. Его творческая деятельность началась в 16 лет, когда он поступил в Ленинградский институт экранных искусств. Будучи студентом, он полностью поддерживал идею равенства масс и старался укоренить ее в контексте своих работ. Первые картины Вайнштока прославляли социалистическое государство рабочих и крестьян, осуждая пороки диссидентов и буржуазии.

20-е годы XX века были закатом немого кино в России, поэтому выпущенные юным режиссером агитационно-пропагандистские фильмы "Спасайте миллионы", "Сталь", "Актер поневоле", "Дорога на запад", "Завоеванная земля", "Рубикон" и "Ураган" не нашли признания у зрителя. По сравнению с культовыми американскими комедийными кинолентами гения Чаплина, документальные отрезки из жизни советского народа Вайнштока казались мелкой рыбкой в безмолвном океане большого экрана.

Резким поворотом в становлении Владимира Петровича как режиссера стала экранизация романа Жюля Верна "Дети капитана Гранта", которая принесла ему мировую известность. В отличие от предыдущих постановок производства "Белгоскино" картина была снята киностудией "Мосфильм", которая в то время являлась одной из крупнейших кинокомпаний России и Европы.

Качество съемочного процесса и подбор актеров были немаловажным фактором для успеха картины. Вайншток решил создать нечто новое, резко контрастирующее с его предыдущими провалами, и у него получилось. Фильм вошел в коллекцию Госфильмофонда России и стал классикой отечественного кино.

Самым сложным в съемках оказались пробы на роль Роберта Гранта, на которые пришло более трехсот мальчиков. Однако режиссеру требовался юноша с ярко выраженной английской внешностью, и это существенно оттягивало процесс начала съемок. В популярной в то время газете "Вечерняя Москва" даже вышла заметка, в которой всем желающим предлагалось пройти кастинг. Однако среди пришедших не было никого, кто бы отвечал требованиям, пока одна из ассистенток съемочной группы по фамилии Сегель не решилась привести на смотр своего 13-летнего сына. Белокурый школьник Яков Сегель прекрасно справился со своей ролью, на долгое время, посеяв в стране слухи, что в кино сыграл настоящий англичанин.

Еще одной находкой для Вайнштока стал композитор Исаак Дунаевский, уникальный шлягер которого выстрелил прямо в сердца избалованных зрителей. Песня "Капитан, капитан, улыбнитесь" стала в то время не просто саундреком к фильму, она заняла почетное место гимна всех мальчишек, резко поднявших конкурс на поступления в мореходные училища.

Вторым не менее удачным дебютом режиссера стала картина по мотивам одноименного романа Роберта Стивенсона "Остров сокровищ". Пропитанная романтикой пиратских сокровищ и боевым духом с легкой примесью любви, она завоевала любовь миллионов зрителей. К слову, сюжет и концовка фильма кардинально отличались от событий, изложенных в романе автора — в отечественной версии вместе с пиратами под видом юнги путешествовала влюбленная дама, целью поиска сокровищ являлся не азарт, а потребность в деньгах на покупку оружия для восстания, а финал у Вайнштока вообще не имел никакого отношения к приключенческому эпосу Стивенсона.

После выхода в 1937 году "Острова Сокровищ" режиссерская деятельность Владимира Петровича пошла на спад. Съемки ушли на второй план, и он начал пробовать себя в качестве сценариста, работая под псевдонимом Владимир Владимиров. В годы Великой Отечественной войны он получил пост директора киностудии "Мосфильм".

В 1969 году ему присвоили звание "Заслуженный работник культуры РСФСР" за фильм "Мертвый сезон". Сценарий был написан Вайнштоком на основе материалов, предоставленных Комитетом госбезопасности. Картина стала первым советским триллером, посвященным деятельности советской разведки в годы холодной войны.

Общий перерыв между удачно выстрелившим "Островом сокровищ" и не менее гениальной постановкой 1972 "Всадник без головы" составил 35 лет. Новое детище режиссера стало совместным производством СССР и Кубы. Картина была снята в цветном широком формате. После ее выхода критики назвали ее качественным фильмом ужасов, в котором присутствуют чрезмерно жестокие сцены.

Завершающим фильмом в карьере режиссера Владимира Петровича Вайнштока стала лента, выпущенная буквально накануне его смерти в 1977 году. "Вооружен и очень опасен" был снят в жанре вестерн, на основе романа "Габриэль Конрой" и рассказов Фрэнсиса Брета Гарта. Фильм представлял собой хроники из жизни ковбоя XIX века на Диком Западе.

Как сказал сам Вайншток, "Картина "Вооружен и очень опасен" - вольная композиция по "Калифорнийским рассказам" Брета Гарта — стала для меня органичным продолжением серии экранизаций классиков мировой приключенческой литературы: "Дети капитана Гранта" Жюль Верна, "Остров сокровищ" Стивенсона, "Всадник без головы" Майн Рида.

К сожалению, она явилась не только органичным продолжением, но и заключением всех экранизаций автора. 18 октября 1978 года в Москве Вайншток скончался. Фильмы режиссера заняли места лидеров мирового проката и вошли в классические сборники советского кино. Его многолетний опыт и профессиональное чутье дали ему возможность подарить зрителю шикарные экранизации произведений гениальных классиков, однако имя его было забыто. Но как говорят философы и деятели искусств, пока живо произведение — жив и его автор, поэтому можно смело заявить, что Вайншток, как и многие другие знаменитые режиссеры, будет жить вечно.

Автор Дарья Курганская
Дарья Курганская — социолог, внештатный автор Правды.Ру *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить