Гондри сохранил волшебство "Пены дней"

Фильм Мишеля Гондри "Пена дней", показ которого состоялся в Театре киноактера в рамках 35-го Московского международного кинофестиваля, следует признать лучшей экранизацией одноименного романа Бориса Виана. Режиссеру удалось сразу же погрузить зрителей в тот волшебный, абсурдный и иллюзорный мир, созданный гениальным французским писателем.

Честно говоря, до недавнего времени я считал, что сделать хорошую экранизацию романа Бориса Виана "Пена дней" практически невозможно. И подтверждением тому были два фильма, один из которых в 1968 году снял Шарль Бельмон, а другой в 2001-м (под названием "Хлоя") — японский режиссер Го Ридзю. При том, что у обеих лент есть свои достоинства, удачными экранизациями их назвать нельзя — режиссерам и актерам не удалось передать всей сюрреалистической атмосферы романа великого французского джазмена, литератора, изобретателя и, конечно же, мистификатора. Возможно, это произошло оттого, что одной из главных "изюминок" книги является виртуозная игра словами (в кэрролловско-джойсовском стиле) — а подобное всегда сложно передать на экране.

Однако, похоже, французскому режиссеру Мишелю Гондри это удалось. Его версия "Пены дней", показ которой состоялся в Театре киноактера в рамках 35-го Московского международного кинофестиваля, смогла погрузить зрителей в тот волшебный и иллюзорный мир, созданный Борисом Вианом на страницах своего лучшего романа. Следует заметить, что, помимо того, что фильм полностью воспроизводит атмосферу книги, еще он снят практически дословно по тексту — режиссер позволил себе лишь некоторые вольности с рядом эпизодов. Однако они совершенно гармонично вписались в фильм и, скорее всего, если бы сам Виан смог бы увидеть его, он бы одобрил подобную импровизацию. Кстати, близость к тексту оригинала подчеркивает и самая первая сцена, где множество людей печатают на машинках страницы из "Пены дней".

Читайте также: Замысел Кары: Воланд, которого мы не знали

Однако о чем же поведал нам режиссер, перенеся на экран одну из самых пронзительных историй, рассказанных Вианом? На самом деле все о тех же вечных темах — любви, самопожертвовании, крахе надежд и смерти. По сюжету молодой и богатый юноша по имени Колен (его играет Ромен Дюри) видит на вечеринке своей знакомой девушку Хлою (в фильме ее роль исполнила блистательная Одри Тоту) и влюбляется в нее. После этого молодые наслаждаются беззаботной и счастливой жизнью, однако она подходит к концу, когда Хлоя вдруг неожиданно заболевает. Колен тратит все свои деньги на то, чтобы вылечить любимую, и даже в конце концов идет работать (в начале фильма сама мысль об этом вызывает у него отвращение), но все тщетно — Хлоя умирает.

Параллельно этой истории в фильме (и в книге) разворачивается другой роман — между другом Колена Шиком и подружкой Хлои Ализой. И, следует заметить, он полностью противоположен главному — Шик, одержимый коллекционированием произведений модного философа Жана Соль Партра (так Виан сатирически обыграл увлечение послевоенной французской молодежи экзистенциализмом Жана Поля Сартра) в конце концов перестает обращать внимание на свою возлюбленную и прогоняет ее. Ализа, решая спасти любимого, убивает Партра, но этим делу помочь нельзя — в конце концов и она, и вконец запутавшийся Шик гибнут. Таким образом Виан на протяжении всей книги сравнивает деструктивное и истинное самопожертвование и приходит к выводу (весьма спорному, однако вполне обоснованному), что большой разницы между ними нет — мир таким образом все равно не спасти (что, кстати, вполне себе укладывается в основные принципы экзистенциализма, один из которых гласит о том, что "Ад — это другие").

Однако Виан не был бы Вианом (и в таком случае Гондри не стал бы его экранизировать), если бы просто изложил эту историю на страницах своего романа. Дело в том, что мир, в котором живут его герои, совершенно сюрреалистический — вещи там участвуют в происходящем так же активно, как и люди, мысли и слова материализуются, а вся обстановка является самым активным участником происходящего. Это волшебство достигается виртуозной игрой слов, которую использует автор. Режиссер говорил, что перенести подобное на экран было непросто, однако такая сложная задача его только раззадорила.

"Виан создает в своих книгах некий мир, где вещи одушевлены. Это очень мне близко. Но невозможно было придумать весь мир книги сразу. Шаг за шагом мы создавали его и прорабатывали объекты и детали. Так их контролируемого хаоса воображения рождалась "вселенная" картины" — рассказывает Мишель Гондри.

Следует заметить, что в итоге все получилось просто замечательно. Создателям фильма удалось гармонично внедрить в быт героев и бегающие звонки, и дикие, убегающие ото хозяев ботинки, ведущие себя как невоспитанные щенки, и замечательный пианоктель — инструмент,создающий коктейли в зависимости от того, какую мелодию в это время на нем исполняют. Достаточно хорошо удалось показать и крушение мира главных героев — просторная квартира Колена сжимается по мере появления все новых невзгод и в конце концов просто схлопывается как умирающая Вселенная. Таким образом режиссер показал крушение мира главных героев.

Этому способствует и другой художественный ход — в начале фильма в нем присутствуют яркие цвета, однако по мере приближения трагического финала они становятся все более тусклыми, и заканчивается фильм вообще в черно-белых красках. Что же, именно так и выглядит победа унылой действительности над радужным миром мечты и иллюзии. Под конец фильма и изменяется темп действия — стремительное вначале, ближе к финалу оно все более и более замедляется.

Следует заметить, что режиссеру весьма удачно удалось отобразить и музыкальную канву "Пены дней". Борис Виан, весьма увлекавшийся джазом, наполнил свой роман мелодиями своих любимых композиторов, в частности, Дюка Эллингтона (кстати, имя главной героини происходит от названия одной из композиций этого мастера джаза). Гондри и здесь не отступил от первоисточника — саундтрек к фильму составлен из тех же джазовых композиций. Также для того, что бы подчеркнуть связь фильма с музыкой Эллингтона, режиссер применил еще один весьма необычный прием.

В романе есть один колоритный персонаж по имени Николя, работающий у Колена поваром. Однако на самом деле этот сноб, эстет, ловелас и мудрец также выполняет роль наставника и учителя своего хозяина (сразу просматривается параллель с вудхаузовским Дживсом, или, скорее, пародия на него). Так вот, в фильме эту роль исполняет чернокожий актер Омар Си, которого к тому же сделали внешне весьма похожим на молодого Дюка Эллингтона. А Ализу (которая по сюжету является племянницей Николя) играет замечательная актриса Алиша Маига, внешне похожая на молодую Эллу Фицжеральд, творчеством которой Виан искренне восхищался. Эти штрихи упрочили связь фильма с романом.

Но все-таки, о чем же может рассказать "Пена дней" современному зрителю? Если говорить про роман, то на нем лежит явный отпечаток травмы, которую в детстве перенес писатель: его детство прошло в волшебной атмосфере родительского поместья в Виль-д'Аврэ, волшебная атмосфера которого иносказательно перенесена в начало произведения. Однако потом родители Виана разорились и блестящему детскому миру пришел конец. Это печальное событие оставило глубокий след в душе писателя — недаром мотив разрушения волшебной Вселенной под напором унылой и страшной действительности (которую Виан так и не смог понять и принять) присутствует в каждом его произведении.

Однако Гондри пошел дальше — в его фильме нет ничего, что бы связывало сюжет с личностью писателя. Режиссер поведал зрителям вечную историю о взрослении, которая сопровождается гибелью детского мира и переходом в другой, более жестокого и однообразного. "Книга отражает романтическое и при этом в какой-то мере фривольно, подростковое мировоззрение. Это, без сомнения, включает в себя и мою собственную рефлексию, воспоминания, фантазии и мечты. Часто мне сниться, что я снова переезжаю в дом своих родителей и он находится в упадке. Или что улицы вокруг него изменились: построены новые паркинги, деревья растут в других местах. Истощение, сужение квартиры Колена рождается из этого" — говорит Мишель Гондри.

Действительно, не все у героев идет плохо, если присмотреться — Колен, который в начале фильма и на свидание не мог сходить без помощи Николя, в конце предстает уже вполне зрелым мужчиной, способным принимать решения самостоятельно (кстати, именно поэтому он расстается с Николя — наставник ему уже больше не нужен). Смерть Хлои в данном контексте следует трактовать как неудачу первой любви, а гибель самого Колена — как переход в мир взрослых (ведь подобное всегда означает символическую смерть). В конце концов, для того, что бы родился взрослый, просто необходимо, что бы ребенок умер (древние люди, кстати, очень хорошо понимали это, в отличие от урбанизированного человечества нынешнего времени, максимально исключившего понятие смерти из своего сознания).

Читайте также: "Анна Каренина" — это вечная трагедия

Таким образом Гондри рассказал историю о печальном, но вполне закономерном процессе, который происходит в жизни каждого — и от этого фильм только выиграл. Он стал куда ближе каждому зрителю — ведь каждый из нас когда-то испытывал то же, что и герои "Пены дней". Поэтому любой человек, который придет на сеанс этой замечательной картины (которая выйдет в широкий прокат в начале июля) ощутит себя не только посторонним наблюдателем, но и участником этой великолепной мистерии…

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"