Реконструкция датского кино

Правда.Ру20.05.2005 в 15:03

На дежурный вопрос всех журналистов об отношении к "Догме-95 " Кристофер Боэ отвечает весьма лаконично: "Я ее ненавижу!" Еще во времена студенчества в Датской национальной киношколе он собрал вокруг себя единомышленников и основал союз "Херр Боэ и компания" с собственным сводом законов. Основной пункт платформы — борьба за "идеальный кадр"! Это был манифест контргруппировки, первая атака на противников декораций и монтажа, снимающих свои фильмы ручной камерой, представителей "Догмы" и ее идеолога Ларса фон Триера. В этой борьбе и родилась картина "Реконструкция", необычайно грациозная, живописная история любви, каждый кадр которой трепетно отредактирован автором. Насколько идеально — судите сами!

Итак, кадр первый. Фокусник в метро на фоне голой стены удерживает пассами свободно парящую в воздухе дымящуюся сигарету. "То, что вы увидите — это всего лишь фильм, конструкция. Но и он может ранить", — предупреждает голос за кадром. Так начинается рассказ о любви, вернее сказать, исследование. История самая, казалось бы, обыкновенная: двое — он и она — случайно встречаются в Копенгагене, проводят вместе восхитительную ночь и затем отчаянно пытаются освободиться от рутины будней, рискуя всем ради возможности быть вместе. Что это — еще один ремейк "Мужчины и женщины" Клода Лелуша?

Дело в том, что кино не совсем про это, потому что главное в нем — не сама история, а то, как она рассказана. Кристофер Боэ совершает невероятную операцию: он вступает в прямой контакт со зрителями, обращаясь к ним с экрана голосом за кадром. В течение всего фильма автор ведет непрерывный диалог со зрительным залом, таким образом, приглашая его к сотворчеству. При этом он постоянно напоминает, что его фильм — всего лишь конструкция, и все мы просто собираем "карточный домик". Эта картина воспроизводит на экране сам способ создания истории, раскрывает анатомию творчества, сознательно обнажает его приемы. Каждый поступок, каждое движение и даже намерение героев предугадывается и комментируется режиссером. А зрители в этом активно участвуют. И где здесь реальность, а где плод фантазии персонажей, писателя, их придумавшего, или зрителей, ему помогавших, не понятно...

"Это был всего лишь фильм, конструкция. Но, согласитесь, она ранила вас", — звучит в финале. Парадоксально, но автор прав. И этому нет объяснения, потому что слишком уж откровенно кадр за кадром все дружно сочиняли эту историю, договорившись обо всем заранее. Но нельзя забывать о том, что предметом этого кинематографического исследования, все же была Любовь, ради которой и была возведена вся эта сложнейшая конструкция из "идеальных кадров".

Редакция отдела культуры "Правды.Ру"

Поделиться:

Ещё по теме

Зарубежное кино

"Имя Розы": сериал по бестселлеру Умберто Эко

Журенкова Екатерина02.04.2019 в 13:20
Зарубежное кино

Лучшие сериалы 2018 года, которые вы могли пропустить

Стриж Евгений01.04.2019 в 23:08