Сегодня в кинотеатрах США состоится премьера документального фильма «Кровь и калеки» (Crips and bloods). Фильм рассказывает об истории банд в Лос-Анджелесе.
Режиссер Стэйси Перальта использовал изобилие архивного материала, дабы провести разностороннее локальное исследование по этой интереснейшей теме. В фильме рассказывается о нескольких наиболее жестоких лос-анджелесских бандах и делаются попытки назвать причины их возникновения.
Беда в том, что в США большая часть преступников, и в том числе, гангстеров, входящих в организованные бандформирования - афроамериканцы. Столь же исторически связаны с преступностью латиноамериканцы и азиаты. И этот вопрос следует объяснить, не впадая в неконструктивный расизм – как белый, так и черный.
Стейси Перальта объясняет распространение бандитизма концентрацией землячеств афроамериканцев и других цветных обитателей Калифорнии. По его мнению, причина – историческая и очень давняя. До 1968 года жилищное законодательство США давало возможность для создания некоей «черты оседлости» для черных и белых – при строительстве, аренде или продаже домов можно было добиться создания «белых» кварталов и полностью избежать того, чтобы цветные и белые имели возможность жить по соседству.
Во времена разгула расизма цветные жили большими однородными группами, и при этом, как правило, были бедными и безработными – и именно поэтому для того, чтобы зарабатывать на жизнь, им оставалась едва ли не единственное ремесло - «мужественная» профессия гангстера. Афроамериканцы, каждого из которых презрительно называли «Джим Кроу» (ворон), намекая на цвет их кожи, создавали бандформирования. «Я не могу выбрать свою судьбу», - говорит один такой гражданин в фильме Перальты. - «Моя судьба выбирает меня».
Аргументация бандита выглядит очень эффектно, однако многого не объясняет. Например, подавляющее большинство бедных черных обитателей Лос-Анджелеса почему-то не скидывается, чтобы купить «автомат Калашникова», а затем начать совершать разбойничьи набеги.
По мнению критиков, идеи Перальты о роли расизма в истории Лос-Анджелесских банд в целом верны, но объяснять возникновение организованной преступности только одним социальным фактором – ненаучно. Конечно, расизм создает экономическую основу и психологические условия, которые ведут к созданию жестоких бандформирований. Но он вовсе не извиняет людей, взявшихся грабить и убивать своих соотечественников.
Перальта не понимает, что бандиты, к тому же, лоббируют свои интересы с помощью телевидения, обвиняя законопослушных граждан в том, что «у них нет сердца». Они гордо называют себя и своих «коллег» «солдатами улицы».
В то же время понятно, что такие «солдаты» для мирных жителей города оказываются безжалостными преступниками, настоящими террористами – пусть даже действующими не по заданию, а по собственной инициативе. Такие «романтические натуры», некогда «обиженные обществом» легко лишают своих сограждан имущества и даже жизни.
И в этой ситуации кинодокументалисту очень важно быть достаточно беспристрастным, чтобы не сыграть им на руку. С эмоциональной точки зрения позиция Перальты вроде бы понятна, но ему явно недостает интеллектуального скептицизма.
Для Перальты «Кровь и калеки» - не первый фильм о проблемах современного города. Он уже прославился своими картинами о различных молодежных субкультура – например, документальном кино о скейтерах «Собачий город и парни Зет». Нынешний фильм – продолжение социальных исследований режиссера.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.