Sundance: слезы и политика

«Масштаб эмоций, вызванный фильмами, становится куда большим, чем в прошлом», - говорит директор фестиваля Джефри Гилмор, завершивший на этой неделе обсуждение структуры программы 2009 года.

Гилмор даже предложил членам жюри и зрителям, пожелавшим посмотреть фильм «Самый лучший» - о супругах, потерявших сына-подростка – запасти три носовых платка, если не больше. При том, что эффект от фильма Шаны Фесте, вероятно, будет усилен за счет участия Пирса Броснана и Сюзен Сарандон (на снимке).

В последние годы Sundance все больше превращается в международный фестиваль. Если количество американских фильмов с прошлого года возросло примерно на тысячу, то иностранных – на полторы. Впрочем, участие фильмов в фестивале отнюдь не всегда объясняются чисто эстетическими критериями. Гилмор опасается, что финансовый кризис усилит эту тенденцию.

Прежде всего это касается уже упомянутых иностранных фильмов. Гилмор и отвечающий за составление программы фестиваля Джон Куммер отмечают, что ряд зарубежных кинематографистов выбирают темы и истории, которые способствуют своеобразной культурной глобализации – и подчас оплачены из «забугорных» источников.

Так, например, родившийся во Франции писатель и режиссер София Бартес недавно выпустила такой украиноязычный короткометражный фильм «Зимове Весиля», а затем совместно с Полом Джамати «Холодные души». Фильм снимался в Нью-Йорке и Санкт-Петербурге при участии Arte France Cinema.

Другое упражнение в создании «фильма без границ» - «Наш грех» создан при поддержке Мексики и распространяется Focus Features. Кино снято американско-японским режиссером Кэри Фуканада при участии испанских актеров и представляет собой триллер о злонамеренных центральноамериканских мигрантах, пытающихся проникнуть в США.

«Больше нет заботы о самой теме», - говорит Купер. Что же касается американской новой волны, то для нее характерно самоуглубление, или, как он выразился Купер, «созерцание пупа». Это относится и к ряду прошлых фильмов Sundance – например, «Одиночке» - о молодом человеке, попавшем в тяжелую психологическую атмосферу американского пригорода.

К тому же, как уже упоминал Гилмор, невероятно много «слезоточивых» фильмов. Помимо «Самого лучшего», избыток платков, по-видимому, потребует еще немало картин – и в том числе фильм Ли Дэниэлса «Толчок» об эдакой гарлемской Катюше Масловой. В столь деликатной теме неизбежны «передержки», на что и указывает Гилмор. «Фильм слишком мрачный, - отмечает он, – а в финале зрители плачут слишком громко».

К тому же, по его словам, некоторые фильмы могут вызвать у зрителя не только слезы, но и предположения о рефлекторной преданности организаторов сугубо либеральным и прогресивным посланиям. Один такой фильм, «Полученный шанс» основан на реальном событии. В нем показан офицер военного экскорта, сопровождавший гроб одного из своих товарищей на родину погибшего – в Вайоминг. Зрители выходят из кинотеатра с твердым намерением немедленно разоружить все армии мира.

Одна из наиболее широко освещаемых на фестивале проблем – взаимоотношений человека с окружающей средой – особенно характерна для документальных фильмов «Нефть» Джо Берлингера рассказывает об уничтожении нефтяными отходами дождевых лесов Эквадора. «Пещера» Луи Психоя описывает разрушение океанской экологии в районе уникальной японской пещеры. А «Грязное кино» Билла Бененсона и Джина Росова показывает проблемы человека, связанные с грязью – и, кажется, во всех смыслах этого слова.

В этом году фестиваль отмечает 25-летний юбилей со дня основания относительно неброскими достижениями. Впрочем, были и лучшие времена – и сейчас кинематографисты и другие люди, принимавшие участие в фестивалей всех лет – от сотрудников до зрителей – будут предаваться воспоминаниям в своих блогах.

Купер и Гилмор утверждает, что чиновники фестиваля тщательно продвигаются вокруг требований о том, что они должны объединятся в целях бойкота деловых предприятий, связанных с людьми, поддержавшие поправку в калифорнийском законе о запрете гомосексуальных браков.

Этот год, видимо, запомнится в том числе и участием руководства фестиваля в модной акции – в бойкоте сделок с бизнесменами, пролоббировавшими поправку в калифорнийском законодательстве о запрете гомосексуальных браков.

Одному такому человеку, Алану Стоку, принадлежит самый крупный в городе кинотеатр Холидей Виллидж. Однако Гилмор и Купер все же намерены его использовать.

«У нас нет альтернативы», -   заявил Гилмор.

И, по-видимому, это наиболее разумное решение в нынешней экономической ситуации. Ведь, по словам руководителей фестиваля, в условиях кризиса цены на аренду помещений серьезно возросли.

Читайте еще в разделе "Культура".

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Ангелина Федорова
Ангелина Федорова — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Темы нефть
Обсудить