Почти восемь десятилетий спустя прошло с тех пор, как испанцы – художник Сальвадор Дали и режиссер Луис Буньюэль создали первый сюрреалистический фильм - «Андалузский пес». Однако до сих пор некоторые сцены ужаса из этой черно-белой короткометражки, длящейся 17 минут, заставляют зрителя зажмуриваться.
При входе на открывшейся на прошлой неделе в музее Современного Искусства в Нью-Йорке выставке - «Сальвадор Дали: художник и кинематографист» - посетителям на большом экране демонстрируют эпизод из фильма. Это сон, якобы, увиденный однажды, Дали: «мужчина бритвой режет глаз женщине». Многие закрывают глаза, как и 80 лет назад.
Выставка, которая будет открыта до 15 сентября, собрала под одной крышей наиболее известные работы Сальвадора Дали, привезенные как из государственных, так и частных коллекций мира. Сюрреалистические образы, созданные художником, даже в 21-ом веке поражают воображение.
Плавящиеся часы, муравьи, вылезающие из глазниц, велосипедисты, со спицами от зонтиков на головах, женщина, с животом в виде кровоточащего букета роз.
Своеобразием выставки является часть, посвященная кинематографической деятельности художника, родившегося в 1904 году, который в 30-ые годы стал одним из родоначальников сюрреалистического кино и жанра фильмов ужасов.
«Дали, как режиссер, впервые объединил в киноискусстве реальное и нереальное, объективное и воображаемое, прозаичное и патетичное», - говорит одна из организаторов выставки Джоди Хауптман (Jodi Hauptman), пишет Reuters.
“Картины, как и фильмы созданные Дали, в результате построения определенного зрительного ряда проникают в подсознание и психологически очень сильно воздействуют на зрителя», - говорит Хауптман.
Авнгардист Дали, тем не менее, никогда не чурался коммерческого кино. Он стал соавтором Альфреда Хичкока по фильму «Когда сердце говорит». Вместе с Уолтом Диснеем в 40-е годы приступил к работе над мультипликационным короткометражным фильмом, рассказывающим о греческом времени Кроносе. Любопытно, что студия Диснея закончила фильм только в 2003-м году.
Сальвадор Дали придавал огромное значение работе в кинематографе. Передовое искусство начала прошлого века открывало ему новые возможности для отражения сюрреалистического видения мира.
В письме к французскому теоретику сюрреализма и поэту Андре Бретону художник писал: «Я сейчас нахожусь в Голливуде, где работаю с тремя американскими сюрреалистами: Харпо Марксом, Диснеем и Сесилем де Миллем (Harpo Marx, Disney и Cecil B. DeMille). Думаю, что я заразил их своим энтузиазмом и надеюсь, что сюрреализм здесь найдет свое конкретное воплощение».
Вернемся к фильму «Андалузский пес». Интересно, что Дали и Буньюэль перестали разговаривать после премьеры, а исполнители главных ролей покончили жизнь самоубийством.
Читайте еще в разделе "Культура".
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.