Жертва культурной революции поставит открытие XXIX Летних Олимпийских игр

Успешного китайского режиссера Чжан Имоу многие называют китайским Стивеном Спилбергом. Первоначально вместе с голливудским мастером он должен был инсценировать торжественное открытие XXIX Летних Олимпийских игр. Сейчас Имоу занимается этим самостоятельно, поскольку Спилберг, отделавшись пустыми отговорками, отошел от дела.

Спилберг отказался от сотрудничества якобы из-за несогласия с политикой Китая в Африке, о которой он до той поры ничего толком и не знал. Спросите себя, кто более политизирован, бывший диссидент и жертва «культурной революции», или буржуазный художник «фабрики грёз»?

У китайцев не было выбора, точнее перед ними не стояло вопроса, кто будет ставить церемонию открытия Олимпийских игр. Как только стало известно, что XXIX летние игры состоятся в Пекине, многие поняли, что постановкой праздничного шоу будет заниматься Чжан Имоу. Ведь по-китайски кинофильм означает «электрическая тень», а кто лучше этого режиссера наведет «тень на плетень»? Тут будут и акробатика, и лазерное шоу, и боевые искусства.

До счастливого для китайцев и для него самого числа 8.8.08 Чжан Имоу проделал длинный путь. В годы китайской «культурной революции» его исключили из школы и отправили на принудительные работы в деревню. Потом он работал на прядильной фабрике, где одновременно был также художником-оформителем и фотографом.

Гон Ли.
Гон Ли.
Как режиссер он дебютировал на Берлинале в 1987 году с картиной «Красный гаолян». На Берлинском фестивале она удостоилась приза «Золотой медведь». Главную роль в нем сыграла 21-летняя актриса Гон Ли, которую с режиссером, кроме творчества, долгое время связывали личные отношения. Она была спутницей жизни Имоу с 1987 по 1995 годы. Чжан Имоу по праву считается первооткрывателем женских имен в китайском кинематографе.

У него всегда в центре красота и сила женщины. Патриарх китайского кино сделает звездой 17-летнюю студентку Чжан Цзыи, которую запомнил еще по кастингу. Вот только после успеха фильма «Крадущийся тигр, притаившийся дракон», который прославил актрису на весь мир, она перебралась в Голливуд.

Многие работы Чжан Имоу тоже оказались на редкость удачными – «Цзюйдоу» (1990) и «Подними красный фонарь» (1991). Последняя картина даже была отмечена в Венеции призом «Серебряный лев». Триллер о китайской мафии 1930-х годов «Шанхайская триада» и романтическую комедию «Сохраняй спокойствие» китайское правительство не допустило на конкурсную программу Каннского фестиваля. В 1999 году Чжан Имоу удостоился на Венецианском кинофестивале «Золотого льва» за фильм «Не одним меньше».

В 1997 году Чжан поразил публику тем, что устраивал во Флоренции красочное представление оперы Пуччини «Турандот». Через год её поставили на открытой сцене в «Запретном городе» посередине Пекина, позже на Олимпийском стадионе в Мюнхене.

Кадр из фильма
Кадр из фильма "Дом летающих кинжалов" Чжана Имоу.
Кроме того, Чжан Имоу снимал рекламные фильмы для пекинских олимпийских игр, в том числе также и для выставки 2010 года, которая пройдет в Шанхае.

В конце концов, обожающие некогда пострадавшего от «культурной революции» режиссера, чьи фильмы порой запрещались к показу китайскими властями, западные критики стали упрекать своего прежнего любимца в отказе от своих идеалов и услужливом приспособлении. Возможно, они неправильно поняли творчество режиссера. Уже в своих ранних работах он предстает не как оппозиционер по отношению к властям, не как творец, критикующий режим.

Так, в «Красном гаоляне» воспевается не просто какое-то сопротивление, а именно коммунистическое против фашистской Японии; страдания и гибельные самотерзания четырех жен в «Подними красный фонарь» демонстрируют как раз не какое-либо абстрактное подавление - символом которого тогда стали красные фонари, как и красные знамена - не непосредственная критика режима, а убийственные взаимоотношения полов при старом феодальном режиме, против которых Мао и выступал в то время.

Фильм дает конкретное обоснование необходимости революции.

Борьба Инь и Ян, Темного и Светлого начала уравновешена. Чжан Имоу всегда остерегался простой полярности между политической критикой и приспособлением. Он не адепт Империи, как теперь полагают некоторые критики, хотя и не диссидент, которым был лет 20 назад. Сейчас он гражданин своей страны.

Читайте еще в разделе "Культура".

Автор Григорий Резанов
Григорий Резанов — журналист, фотожурналист, бывший редактор культурного раздела Правды.Ру
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *