Отставной гардемарин сыграл хореографа

Отставной гардемарин Дмитрий Харатьян любит овации публики. Артист, ощущая себя «звездой», не любит ездить в поездах, предпочитая летать самолетами и не на слишком удаленные дистанции. Корреспонденту "Правды.Ру " Харатьян признался, что он, как российский человек с армянской фамилией, играет в фильмах с актерами разных национальностей.

- Дмитрий, вас давно не видно на экранах. Много работаете в театре или снимались в кино?

- Недавно я сыграл героя восьми произведений Дарьи Донцовой «джентльмена частного сыска» Ивана Подушкина. Фильм еще не вышел, но должен скоро появиться. Сначала я прочитал книгу, потом мне предложили сыграть этого героя.

- Снова экранизация?

- Экранизация всегда была, есть и будет. А бывает и наоборот, что сюжет сценария фильма становится сюжетом книги, литературного произведения. Мне кажется, в этом нет никакого противоречия. Одно из одного вытекает, одно другое дополняет. И зрителю, и читателю, а ведь каждый зритель это читатель, а каждый читатель – это еще и зритель, это что-то прибавляет в жизни. Каких-то новых ощущений, эмоций. Обогащает интеллектуально и развивает, конечно, художественный вкус.

- Как человек из мира кинематографа, как вы и ваши коллеги, относитесь к переэкранизации классики? К штампованию многосерийных телесериалов по классическим произведениям литературы?

- К достойному, профессиональному и талантливому воплощению и экранизации отношусь с почтением и уважением. А к неудачным – как к ошибкам и промахам кинематографистов. В тяге к экранизации не вижу ничего плохого. Другое дело, что формат сериала является порой одной из губительных причин того, что сериалы не получаются, не приближаются к уровню художественного произведения. Все-таки это режиссерская версия, некая трактовка, некий взгляд отдельно взятого человека. А чем ярче произведение, чем оно глобальнее, серьезнее, тем оно больше принадлежит каждому из нас. У каждого из нас формируется свой образ. Очень сложно найти взгляд, который бы устроил всех.

В вашем вопросе чувствуется некое раздражение тем, что зачем такое кощунство, зачем издеваются над великими авторами, великими произведениями, зачем их снимают. Я не сказал бы этого про «Идиота», «В круге первом», «Доктора Живаго». Мне кажется, это достойные экранизации.

- Последнюю экранизацию «Тихого Дона» выводите за скобки?

- «Тихий Дон» я не видел. Чего не видел, о том не говорю. Я не навязываю свой вкус. Я лишь могу констатировать то, что в принципе приняли или не приняли зрители. Я читаю прессу, я вижу рейтинги. Некий собирательный анализ у меня существует. Я считаю, что экранизация – это путь к просветительству наибольшего количества людей. Посмотрев фильм, не читавшие произведение, будут, по крайней мере, знать его суть. Лично я, посмотрев «Мастера и Маргариту» , книгу бы не захотел читать. Слава богу, я прочел её раньше. Мне есть с чем сравнивать. Я поймал себя на этой ужасной мысли. Тут получается обратный эффект. Я не знаю, как это экранизировать таким образом, чтобы не потерять самобытности художественного произведения.

- У вас случились удачные экранизации?

- Последние три года жизни я сотрудничаю с Оксаной Байрак . В нашем творческом тандеме фильм «Аврора», который скоро выходит на экран, был четвертым. Мой герой, герой одноименной книги и фильма, находится в кризисе среднего возраста. Он пресыщен и циничен. И при этом в начале этой трогательной истории совершенно опустошенный человек.

В этом фильме снимались артисты разных национальностей. Я – российский человек с армянской фамилией, звезда Голливуда Эрик Робертс , который вообще тесно сотрудничает с Россией. Он опять здесь у нас сейчас в Москве, снимается у Родиона Нахапетова . Я играл танцовщика, балетмейстера, хореографа, звезду мирового балета, в некотором смысле прототип Годунова и Барышникова, вот такой тип. А Эрик Робертс исполнял вторую роль – импресарио «звезды», которую играл я.

- По рейтингам видно, что читает народ. Что читает Дмитрий Харатьян?

- Мне кажется, это какой-то признак ограниченности сказать, что такое вот произведение самое любимое. Я не могу сказать, что «Мастер и Маргарита» это моя любимая книга, хотя и в самом деле любимая. Я не спорю с утверждением, что «Мастер и Маргарита» - роман века. Но в том числе мне нравятся и Пушкин, и Гоголь, и Толстой, и Достоевский, и Тургенев, и Чехов. Много талантливых произведений в разных жанрах. Любых талантливых авторов на любом уровне. Я не могу сказать, у меня есть одна-единственная любимая книга. Некоторое время назад я был, как наверное и весь мир, увлечен Паоло Коэльо. Я продолжаю жить и надеюсь на встречу с новыми именами, на открытие новых произведений.

- Вы публичный человек. Часто ли получаете светские приглашения?

- На днях я был в жюри юбилейного КВНа: 45 лет КВНу, 65 лет Маслякову. Раньше жюри располагалось в первых рядах, а тут нас поместили куда-то назад. Среди членов жюри находился Геннадий Хазанов . Он встал и говорит: «Я не знаю смешно мне или не смешно, потому что я не вижу реакции первого ряда». А в первом ряду сидит Путин. Ребята из какой-то команды вышли – среди них некое чудо в парике, которое нежным голоском проворковало «Хеппи бёздэй ту ю». На словах «хеппи бёздэй, мистер президент», нечто скосило глаза в сторону Маслякова и нежно добавило «мистер президент оф КВН». Словом, поиграли ребятки с нашим президентом.

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить