Стивен Спилберг снимет фильм про летчика-шпиона Пауэрса, сбитого в СССР

Спилберг снимет кино про шпиона-неудачника

"Холодная война" породила немало запомнившихся лент о соперничестве сверхдержав. Затем тему подзабыли. И вот — ее реинкарнация. Политический триллер о противостоянии СССР и США на фоне современных отношений России и Америки имеет все шансы привлечь массового зрителя. Особенно, если режиссер — Спилберг, а в главной роли снялся Том Хэнкс.

Кинорежиссер Стивен Спилберг (Steven Spielberg) берется снять фильм, сюжет которого связан с историей американского самолета-шпиона Lockheed U-2, сбитого советской ракетой над территорией Советского Союза. Сценарий картины написал Мэтт Чарман (Matt Charman), продюсер — Марк Плэтт (Marc Platt), сообщает издание Hollywood Reporter.

Главный герой политического триллера — адвокат Джеймс Бритт Донован (James Britt Donovan), который вел переговоры по освобождению пилота сбитого самолета, капитана Френсиса Гэри Пауэрса (Francis Gary Powers). На роль адвоката создатели планируют пригласить голливудского актера и православного христианина Тома Хэнкса (Tom Hanks). Лента, у который пока нет названия, может стать четвертой совместной работой Спилберга и Хэнкса: "Спасти рядового Райана", "Терминал", "Поймай меня, если сможешь".

Новая история обещает быть увлекательной, поскольку в ней, кроме политических и шпионских интриг, намешано много чего еще. Кое-что, как водится, останется за кадром. Предлагаем пробежаться по событиям полувековой давности.

Читайте также: Нужен ли России такой "Сталинград"?

1 мая 1960 года американский самолет-шпион У-2 с антирадарным покрытием вылетел с военной базы в пакистанском Пешаваре и в 5.36 утра по московскому времени вторгся в воздушное пространство СССР в 20 км от таджикского города Кировабад (ныне Пяндж). Американцы мало чем рисковали. U-2 были практически неуязвимы ни для советских МиГов, ни для зенитных пушек из-за своего высокого потолка полета — 18-20 км. Порой они могли достигать вообще небесных высот — 22 и даже 25 км.

Шпионское задание состояло в фотографировании секретных военных и промышленных объектов в Челябинске, Свердловске, Кирове, Архангельске, Мурманске и записи сигналов наших станций радиолокационного наблюдения. Особое внимание Пауэрс должен был обратить на Байконур и Плесецк. Конечным пунктом на карте воздушного шпиона значилась военная база в норвежском городке Будё (Bodø).

Если фраеров губит жадность, то разведчиков и военных — пренебрежение к противнику. Самоуверенные янки не только не верили, что советские инженеры и конструкторы способны создавать чудеса техники, но и прошляпили поступивший на вооружение в войска ПВО зенитно-ракетный комплекс С-75, способный сбивать цели на высоте 25 км.

В тоже время ЦРУ водило за нос президента США Эйзенхауэра и докладывало ему, что к 1961 году Советы должны иметь в своем арсенале пятьсот готовых к запуску межконтинентальных баллистических ракет. Стратегическое авиационное командование использовало эти оценки для подготовки секретного плана нанесения первого удара с применением более чем 3-х тысяч ядерных зарядов, способных разрушить все города и военные базы от Варшавы до Пекина. На самом деле СССР обладал всего 400 ядерными ракетами.

Пять с половиной лет Дуайт Эйзенхауэр (Dwight Eisenhower) противостоял натиску директора ЦРУ Аллена Даллеса (Allen Dulles) и отказывался от полетов над территорией Советского Союза. По мнению президента, полеты U-2 являются "проявлением провокационной политики мелких уколов, и это может навести их (СССР — ред.) на мысль о том, что мы и в самом деле планируем внезапные удары по их военным базам".

Тем не менее, Эйзенхауэр уступил просьбам куратора полетов U-2 и дал разрешение нарушить границу СССР в канун своей встречи с Хрущевым в Париже, которая была назначена на 16 мая 1960 года. 9 апреля успешно прошел первый полет. Второй должен был состояться не позднее 25 апреля, но из-за плотного слоя облаков его отложили на шесть дней.

Читайте также: Как русские напугали половину разведок мира

Советские войска ПВО вели самолет Пауэрса от самой границы. В районе Байконура его попытались перехватить, но из-за высокого потолка не смогли. На подлете к Уралу, по приказу руководства ПВО, на аэропорты срочно посадили все военные и гражданские суда. Значит, точно высчитали вероятный маршрут самолета-шпиона.

Несмотря на последующие заверения Пауэрса, что его сбил истребитель, в американскую "невидимку" угодила первая же ракета класса "земля-воздух" ЗРК С-75. При этом командовал расчетом начальник штаба майор Воронов, у которого не было опыта стрельбы боевыми ракетами. У многих более опытных офицеров выдался выходной, а командир части находился на курсах переподготовки.

В 8 часов 53 минуты, выпущенная 2-м зенитным ракетным дивизионом, ракета догнала U-2 на высоте 22 тысячи метров и взорвалась в 25 метрах от его хвоста. Пилот выпрыгнул с парашютом, поскольку "добрые" дяди из ЦРУ предусмотрительно заминировали катапультируемое кресло. Об этом перед вылетом пилоту по секрету шепнул техник. Действительно, в найденных обломках самолета в системе катапультирования нашли взрывное устройство. При этом предусмотрительно уложили в сумку разговорник аж на 14 языках и советы по выживанию в экстремальных условиях. Счастливчик Пауэрс, вместо того, чтобы разлететься на клочки, плюхнулся спиной на пашне у деревни Поварня Свердловской области. Местные мужики быстренько доставили небесного засланца, куда следует.

Несмотря на заявление Хрущева о сбитом шпионе, сделанное им с высокой трибуны сессии Верховного Совета СССР 5 мая 1960 года, всего через два дня американцы вновь облапошились, заявив, что "этот полет никто не санкционировал". А спустя еще два дня, 9 мая, президент Эйзенхауэр, войдя в Овальный кабинет, произнес в слух: "Я хотел бы уйти в отставку". Будучи в отставке, Эйзенхауэр признал, что самое большое сожаление во время его президентства вызывает именно "ложь по поводу полета U-2. Я не понимал, насколько высокой может оказаться цена, которую мы заплатим за ту ложь". Идея разрядки была похоронена на десятилетие.

В соответствии со статьей 2 "Об уголовной ответственности за государственные преступления" Пауэрса приговорили к десяти годам заключения с отбыванием первых трех лет в тюрьме, но американский летчик провел в знаменитом Владимирском централе 108 дней. 10 февраля 1962 года на мосту Глинике через реку Шпрее, в Западном Берлине, набравшего в централе лишних 4 кило Пауэрса обменяли на советского разведчика Рудольфа Абеля (Вильяма Фишера).

За год до своей гибели в авиакатастрофе Пауэрс выступил с заявлением против робких ростков наметившийся разрядки в отношениях СССР со Соединенными Штатами. В 1976 году бывший узник Владимирского централа призвал: "Не верьте русским! Они хотят нас похоронить". Шпиона-лузера похоронили на Арлингтонском кладбище.

Может таких в Америке и берут в летчики, но фильмы про таких парней точно не снимают. Нам он тоже мало интересен. Или, как шпион, проваливший задание, но более всего, как средство обмена на звезду советской нелегальной разведки — Абеля-Фишера.

Читайте также: Воздушный бой с американскими шпионами

В 1968 году на экран вышел художественный фильм "Мертвый сезон", в котором был показан эпизод обмена нашего разведчика на их шпиона. Спустя четверть века после полета, в 1985 году, вышел советский двухсерийный художественный фильм "Мы обвиняем", в котором с документальной точностью были воспроизведены события тех дней.

Защитником советского полковника Рудольфа Абеля (теперь и главным героем новой киноленты) стал нью-йоркский адвокат и по совместительству офицер разведки в ранге капитана 3-го ранга Джеймс Донован. Участник Второй мировой войны, он служил под началом своего однофамильца генерала Уильяма Джозефа Донована, по прозвищу Wild Bill - "Дикий Билл". Во время войны он был директором специально под него созданного Управления стратегических служб (Office of Strategic Services/OSS) — предтечи Центрального Разведывательного Управления (ЦРУ-CIA). На Нюрнбергском процессе генерал Донован выполнял роль помощника генерального обвинителя США.

Адвокат со 161-й нью-йоркской Уильямс-стрит Джеймс Б. Донован проявил не только недюжинные способности защитника, но и тонкое предвидение разведчика-стратега. Спасти полковника Абеля от электрического стула ему помог другой ас разведки — сам Аллен Даллес.

Автор прекрасной биографии Абеля-Фишера журналист и писатель Николай Долгополов утверждает: "Есть неопровержимые свидетельства, что Донован и Даллес встречались во время судебного процесса, а также после него и перед самым обменом. Они советовались, обменивались мнениями, вели собственную линию. Донован не был, особенно поначалу, таким вот добрячком, проникшимся дружескими чувствами к полковнику и решившим во что бы то ни стало его спасти. Он действовал, как офицер разведки и во имя интересов американской разведки. Хотя со временем возникла и симпатия к Абелю".

Читайте также: Пароль - Абель: я арестован, но молчу

Донован пытался завербовать своего подзащитного до суда, во время него, после вынесения приговора и даже договорившись "с этими русскими" в Восточном Берлине об обмене, Донован надеялся перевербовать Абеля. В 1964 году Донован опубликовал книгу "Незнакомцы на мосту" (Strangers on a Bridge), в которой описал множество событий, но умолчав о своих неудачных попытках вербовки советского Разведчика и сотрудничество с ЦРУ.

Вообще-то, актер Том Хэнкс внешне ни капли не похож на явно нездорового, страдающего одышкой и краснеющего от приливов давления, адвоката, который скончался 19 января 1970 года, ровно за месяц до своего 54-летия. Благодаря защите и усилиям Донована был освобожден великий разведчик Абель-Фишер.

Голливуд, где переснимали фильмы о героях всех времен и народов, не спешит отдать должное выдающемуся разведчику, а предпочитает рассказ о шпионе-неудачнике.

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить