В 1983 году на киностудии "Ленфильм" сняли военную драму "Торпедоносцы". Фильм посвящен летчикам Северного флота. Кинолента рассказывает о событиях 1944 года, когда война была в самом разгаре. Каждый боевой вылет в полку морской авиации, который базировался в Заполярье, мог оказаться последним. Так судьба сложилась у главных героев фильма.
Старший лейтенант Александр Белобров (актер Родион Нахапетов) вернулся в полк после лечения в госпитале и обнаружил, что его жена, пока его не было, ушла к другому, его товарищу. И этого другого — уже успели сбить. Летчики гибнут часто, но о возможной смерти в будущем времени говорить у них не принято. О чем угодно кроме смерти. Она как "фигура умолчания".
В фильме есть все: спокойное мужество, очень естественный патриотизм, о котором тоже не сказано ни полслова, дружба, любовь, романтика. Трогательный Андрей Болтнев, сыгравший инженер-капитана Гаврилова, встречающего своего маленького сына из детского дома. Трагикомический Алексей Жарков в роли старшины Федора Черепца. Просто смешной Станислав Садальский, старший лейтенант Дмитриенко. Так что фильм тридцать лет назад понравился зрителям, но затем — началась другая, долгая судьба картины.
И в этой длинной жизни Татьяна Кравченко так и осталась в памяти многих любителей кино чудной Марусей-поварихой, отвергнувшей неловкие ухаживания старшины Черепца, мечтающего о большой крепкой семье. Вера Глаголева — Шурой, а Надежда Лукашевич — неверной женой Настей, теряющей одного любимого за другим. Только Александр Филиппенко в роли генерала авиации в ретроспективе напоминает демонического Коровьева, хотя этого булгаковоского персонажа он исполнил в первой по счету экранизации "Мастера и Маргариты" еще только через одиннадцать лет после "Торпедоносцев".
В титрах указаны режиссер Семен Аранович и сценаристка Светлана Кармалита. Но по стилю невозможно не узнать большого мастера, Алексея Германа. И действительно он был соавтором своей жены Светланы Игоревны. Сценарий написан по мотивам военных произведений его отца, Юрия Германа, в частности неоконченной повести "Здравствуйте, Мария Николаевна".
Читайте также: "Народная актриса исчезнувшей цивилизации"
Режиссер этого фильма Семен Аранович, конечно же, не был в съемочной группе зиц-председателем при Алексее Юрьевиче. Он и сам очень серьезный деятель кино, за плечами у которого был на тот момент большой опыт как документальных, так и игровых съемок. И "Торпедоносцев" он снял как полудокументальный фильм.
Но самое главное в том, что Аранович знал тему фильма, поскольку в прошлом служил в военно-морским флоте, был летчиком. Благодаря его флотскому опыту, в фильме появились такие редкие для нашего кино "герои" как самолеты, торпедоносцы Ил-4Т. Но были и маститые консультанты-фронтовики: морской десантник адмирал Борис Ямковой и даже первый заместитель командующего флотом вице-адмирал Владимир Кругляков.
Поговаривали, что даже сам режиссер однажды сравнил своих героев с японскими камикадзе. Сравнение, конечно, очень и очень приблизительное, приемлемое только для тех, кто сам через это прошел. Японцев отправляли на заведомую гибель в самолетах без колес для посадки и парашютов, у советских же самолетов все это было. Однако море между Шпицбергеном и Норвегией такое холодное, что от парашютов толку мало…
В 1984 году за работу в этом фильме актеры, исполнители главных ролей, сценарист с режиссером, а также оператор Владимир Ильин и художник Исаак Каплан получили Серебряные медали им. Довженко. Фильм также получил приз за лучший фильм военно-патриотической тематики на XVII ВКФ в Киеве, а через два года еще и Государственную премию СССР.
Оператор Владимир Ильин — большой мастер достоверности. Достаточно назвать только такую его работу, как телефильм "Приключение Шерлока Холмса и доктора Ватсона". Художник-постановщик "Торпедоносцев" Исаак Каплан также работал над Холмсом и Ватсоном. А еще над такими лентами, как "Старик Хоттабыч", "Дама с собачкой", "Три толстяка", "Игрок" и многими-многими другими. Не упомянуть его не позволяют такие кадры из фильма, как замерзший немецкий летчик с белым лицом фарфоровой куклы или заживо сгорающий Александр Белобров.
Читайте также: Фильм-памятник советским подводникам
Снимали в Мурманске, в самый разгар развитого социализма и дефицита. Съемочной группе приходилось выкручиваться. Чудеса изобретательности показывал большой любитель вкусно поесть Садальский. Он уже снялся в роли Кирпича в фильме "Место встречи изменить нельзя" и его везде принимали за своего. Он устраивал импровизированный концерт в магазине и приносил на съемочную площадку мешок рыбы из-под прилавка.
Читайте самое интересное в рубрике "Культура"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.