Рецензия на фильм "Обливион"

"Обливион", или "Все, что было не со мной..."

Том Круз ворвался в Москву с первым весенним дождем и со своим фантастическим фильмом "Обливион", что в переводе означает — забвение. Считается, что большая часть нынешнего кино — тоже своего рода забвение: зрители приходят на сеанс с попкорном и забываются на пару часов. Однако некоторые ходят в кино не для этого. Ходят, чтобы вспомнить все.

Естественно, тем, кто кино снимает, нужно знать, что было снято в этом жанре до них. И для того чтобы история получилась увлекательной, и чтобы не повторятся. А если повторяться, то с умом.

Для режиссера и автора идеи нового фильма Джозефа Косински — это всего лишь второй опыт в большом кино. Однако первый, "Трон Наследие" — был более чем успешным. И он получил возможность осуществить другую свою задумку, которая до поры существовала только в виде комикса. Второй его фильм, как и первый, оказался тесно связан с компьютерными играми, ведь "Обливион", как и "Трон" — тоже популярная компьютерная игра. Хотя на этот раз произошла не буквальная экранизация, скорее игра в чем-то повлияла на мировоззрение режиссера.

Что касается его творческой манеры, то после выхода на экраны нового фильма можно сказать, что какие-то фишки у этого режиссера есть. Он, например, любит… следы от мотоциклов. Но если в первом фильме это были "светоциклы, то во втором — белый байк оставляющий черные следы на серых просторах Исландии. Кстати Том Круз признался, что этот прототип, сделанный специально для фильма — был подарен ему на пятидесятилетие. Можно только позавидовать.

Как знать, может, правы те, кто считает, что если бы легендарный режиссер Стенли Кубрик снимал свою "Космическую Одиссею 2001" не в 1965 году, а сейчас, то результат выглядел бы как "Обливион"? Сейчас мало кто об этом задумывается, но ведь Кубрик — впервые показал космос цветным. До него люди смотрели черно-белые фантастические фильмы. Следующим большим мастером этого жанра стал Стивен Спилберг, возможно неожиданно для себя — он мог и не подозревать, что его фильм-сказка "Инопланетянин" — станет научно-фантастическим.

Потом был Ридли Скотт с фильмом "Бегущий по лезвию бритвы", в котором уже, нашлось место для Тома Круза. Этот актер напомнил нам, что каждый раз с экрана фантастического фильма на нас обрушивается совершенно новый мир. Этот жанр позволяет людям воплощать на экране свои фантазии. В 50-60 годы вестерн позволял художникам кино создавать свои эпические миры. Сегодня такой же плодотворный жанр в кино — научная фантастика…

Читайте также: Испанская Белоснежка — тореадор на арене

Мы попадаем в историю "Обливиона" в том месте, когда средних лет летчик живет-поживает с женой и вертолетом на верхушке огромной башни, высотой десять километров. Время от времени он спускается вниз. Там опасно, но что поделать, нужно следить за автоматическими летающими роботами, дронами. Идет процесс откачки с планеты воздуха — дело печальное, но, как им кажется, необходимое.

Для того чтобы эти двое не отвлекались или не выдали какую-то страшную тайну, их обоих лишили памяти. Для красавицы Виктории, в исполнении Андреа Райзборо в этом нет ничего плохого. Она нежно руководит мужем-напарником, и, время от времени, проводит сеанс связи с центром управления.

В фильме главное, пожалуй, космические и земные красоты. С точки зрения эстетики, режиссер, конечно, снимал никакой не постапокалипсис, а скорее прекрасный новый мир, в котором очень много от не менее прекрасного старого. Зигзаги сюжета он, возможно, тоже держал в голове, но для того, чтобы передать их еще и в головы зрителей — понадобился Морган Фриман или попросту Бич. Он уже играл самого Господа Бога, сыграть "божественную машину" ему тоже по силам.

При каком-то коварном участии этого самого Бича, на Землю падает, точнее, совершает жесткую посадку, космический корабль. Выживает одна Юлия, Ольга Куриленко. Естественно ее появление вносит раздрай в тропосферное семейство.

Ольга призналась, что готовясь к своей роли космической разлучницы, она пересмотрела "Солярис" Андрея Тарковского. Ведь Юлия — "гостья из памяти" главного героя, что-то типа Хэри. Но она не напоминает ни Наталью Бондарчук в фильме 1972 года, ни даже Наташу Макэлхон в фильме Стивена Содерберга 2002 года.

Она напоминает девушку самого серьезного, лишенного какой бы то ни было иронии Джеймса Бонда, в исполнении Дениела Крейга. Теперь она девушка Тома Круза, что не менее почетно.

Ведущий пресс-конференции, телеведущий и старый приятель многих голливудских деятелей, Давид Шнейдеров напомнил о грустной для нас тенденции: российские актеры играют в основном мерзавцев, которых быстро убивают. Том Круз поспешил сообщить, что в одной из его многочисленных невыполнимых миссий — снимался прекрасный российский актер Владимир Машков. и он играл очень хорошего парня, Анатолия Сидорова. Жаль, конечно, что по сюжету его пришлось прикончить. Но это легко исправить, перемонтировав фильм.

Ольга сказала, что она будет только рада, если с ее помощью эта неприятная тенденция будет прервана. Оля, в отличие от своих кино-героинь, вовсе производила впечатление истерзанной и затурканной особы. Она много улыбалась и даже расцеловала в обе щеки по русскому обычаю пришедшего на премьеру дважды героя Советского Союза Алексея Архиповича Леонова. Это первый и возможно единственный художник увидевший Землю из космоса, сумевший подняться на орбиту, а потом написать по своим впечатлениям множество живописных полотен.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Юрий Енцов
Юрий Енцов — журналист, внештатный автор Правды.Ру *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *