Документалка "Оскара" — самое интересное здесь 

В тени "Оскара" - лучшее документальное кино

Менее суток назад, накануне 85-й кинопремии "Оскар", которая в этом году прошла 24 февраля в театре "Долби" в Лос-Анджелесе, киноманы всего мира делали ставки, пытаясь предугадать победителей в основных категориях, таких, как "Лучший фильм", "Лучший режиссер", "Лучший актер" и так далее. Но многие ли из них хотя бы ознакомились с номинацией "Лучший документальный фильм", которая на фоне работ именитых кинорежиссеров и даже обласканных премиями-предшественниками новичков всегда остается в тени? А ведь там много интересного.

В этом году киноакадемия выбрала победителя (голосование, определяющее лауреатов, закончилось еще 19 февраля) среди пяти полнометражных документальных лент. Разброс тем, которые на которые обратили внимание режиссеры, просто поразительный.

"Невидимая война " — фильм, снятый режиссером из Аризоны Кирби Диком, который уже успел побывать номинантом на "Оскар" в 2005 году, затрагивает тему сексуального насилия в армии США. В трейлере к фильму одна из женщин рассказывает: "Я хотела служить своей стране, меня привлекали идеи военного товарищества, братства, профессионализма, возможности выполнять сложные задачи наравне с мужчинами… Все это исчезло в тот день, когда меня изнасиловали ". В фильме описываются действительно ужасные вещи, которые наверняка шокируют многих: это даже не ужасы войны, связанные со смертью на поле боя, терактами, взрывами, расстрелами мирного населения. Это липкий кошмар "невидимой войны", в которой самый страшный враг — собственный сослуживец. В одном лишь ролике к фильму жертвы описывают то, через что они прошли. Одна девушке описывает: "Человек засмеялся и заявил, что я у них третья на этой неделе, кого они насилуют ". Другая заявляет, что "им (военнослужащим -насильникам) сходит с рук все, кроме убийства". Тема, выбранная режиссером, очень актуальна сейчас, особенно на фоне шокирующих событий в Индии. И сам факт, что речь тут идет о развитой стране, лишь подливает масла в огонь.

"Как пережить чуму" — фильм снятый Дэвидом Френсом об организации TAG и ACT UP, которые превратили СПИД из чумы XX века в управляемого зверя. Первая образовалась в 1991, вторая в 1987 — именно в те годы эта болезнь была одной из основных проблем как мира в целом, так и Америки в частности. Не совсем понятно, что имеют в виду герои фильма, говоря о взятии ситуации под контроль — СПИДом и сейчас болеют миллионы, и лекарства от него не найдено. Правда, судя по кадрам, тогда эта болезнь была источником хаоса и сеяла панику, и активисты, видимо, способствовали тому, чтобы нация взяла себя в руки и чтобы проблема рассматривалась на государственном уровне. В любом случае, несколько странно, что картина вышла сейчас, когда главным пожирателем человечества является рак. Хотя обе эти организации функционируют до сих пор.

"Пять разбитых камер" — фильм, снятый палестинским фермером по имени Эмад Бернат, проживающим в небольшой деревне на Западном берегу реки Иордан в самом эпицентре арабо-израильского конфликта. Первую камеру он купил, чтобы снять праздник в честь дня рождения одного из сыновей. Позже он начал использовать ее, чтобы документально запечатлеть действия израильских военнослужащих на этой территории и то, как на них реагируют местные жители. На съемку фильма у Эмада ушло пять камер — как только одну разбивали в драке или от взрыва газовой гранаты, он приобретал другую и продолжал снимать. Несколько дней назад ему досталось "на орехи" и от американцев — прилетевшего в Лос-Анджелес в качестве участника премии "Оскар" палестинца вместе с женой и сыном хотели отправить обратно, потому что он, на их взгляд, не был достаточно убедителен, объясняя цель визита. Промурыжив их полтора часа, миграционная служба все-таки сжалилась и пустила семью в страну. Известный американский режиссер — изобличитель Майкл Мур описал ситуацию в Twitter и дал несколько комментариев по этому поводу. Возможно, он сыграл не последнюю роль в том, чтобы миграционная служба не отправила Берната домой. По мнению Мура, автора нашумевших в свое время лент "Фаренгейт 9/11" и "Боулинг для Колумбины", "Пять разбитых камер" — главный претендент на победу в своей категории.

Читайте также: На Берлинале победил антигламур

"Привратники" — фильм про Шин-бет (она же Шабак) -Общую служба безопасности Израиля, чьи бывшие руководители рассказывают о том, как "ловили террористов". "В те дни, куда ни брось камень, попадал либо в кота, либо в террориста ", — говорит один из сотрудников Шабака в преамбуле к фильму. Затем нам показывают кадры того, как израильтяне собирали всех мужчин-арабов (у мальчиков очень напуганные лица) на центральной площади деревни и использовали некую "опознавательную" технику, чтобы искать среди них террористов. Довольно странный выбор, на фоне остальных кандидатов. При этом один из неназванных членов Академии, поведавший изданию Hollywood Reporter, за кого он проголосовал в каждой номинации, считает его "наиболее мощным", добавляя, что "все фильмы — отличные".

"В поисках сахарного человека" — самая безобидная лента из представленных. Она рассказывает о двух молодых людях, пытающихся разыскать пропавшего фолк-певца Родригеса (также известного, как Систо Диаз Родригес и Иисус Родригес). Фильм получился очень мультикультурным — шведский режиссер Малик Бенджеллуль снял фильм об американском музыканте, песни которого слушал в свое время каждый житель ЮАР. Говорят, именно его творчеством вдохновлялись многие борцы с апартеидом.

Родригес ушел в тень в 1981 году, так и не сумев добиться успеха в США. Ходили упорные слухи, что он застрелился на одном из концертов. Однако, он просто перестал заниматься музыкой до тех пор, пока не узнал о любви к его творчеству в ЮАР. В 1998 году, когда его дочь случайно набрела на посвященный ему сайт, он возобновил концертную деятельность. Сейчас Родригес наконец-то добился признания на родине, где вовсю гастролирует.

Кто же из них возьмет заветную статуэтку? Интрига сохранялась до самого последнего момента.

Между тем, несколько часов назад выяснилось, что Академия, видимо, устала от крови, насилия и ужаса, и выбрала фильм, в котором человека ищут, находят и возводят на пьедестал — жизнеутверждающий "Сахарный человек" объявлен победителем.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Борис Стародубцев
Борис Стародубцев — журналист, лингвист, переводчик, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *