Интервью кинорежиссера Владимира Наумова

"Мастера и Маргариту" лучше никому не снимать

6 декабря 2021 года* легендарному советскому и российскому режиссеру Владимиру Наумову исполнилось бы 94 года. Он не дожил до своего дня рождения буквально неделю, уйдя из этой жизни, к моему большому огорчению, в мой день рождения 29 ноября.

Мне Владимир Наумович запомнился жизнерадостным и позитивным человеком, каждая встреча была запоминающейся, он всегда рассказывал что-то интересное, хлесткое, цепляющее за живое. Он умел подавать истории… Был один примечательный эпизод, который на мой взгляд охарактеризовал его как замечательного человека. На презентации книги: "Владимир Наумов. Наталья Белохвостикова. В кадре" он выступал на сцене, рассказывая об этой книге. Вспоминал о детстве, о приходе в кинематограф, о встречах и дружбе с интересными людьми. О том, как создавались фильмы "Тегеран -43" "Бег", Легенда о Тиле".

Вдруг нему подошел поклонник и подарил Наталье Николаевне цветы, а Владимиру Наумовичу шоколадку. Режиссер рассмеялся, остроумно пошутил в духе: "Женщинам цветы, детям мороженное" и спустился в зал. Там, сидевшему в первом ряду приемному сыну Кириллу, который внимательно слушал своих родителей, он торжественно вручил подаренную плитку. Нужно было видеть радость этого маленького мальчика, и гордость отца за своего сына. Нам зрителям эта сцена очень понравилась. В дальнейшем я прочитал в Интернете, что из этого маленького мальчика вырос замечательный взрослый человек: добрый, отзывчивый, коммуникабельный. И очень хорошо воспитанный своей семьей.

Тандем Наумов — Белохвостикова была одна из самых счастливых семей, с которых хотелось брать пример. Они прожили яркую и творческую жизнь длинною в сорок семь лет! Наталья Белохвостикова была настоящей хранительницей и музой талантливого режиссера.

В последние годы Владимир Наумович пытался снять картину "Сказка о царе Салтане", даже провел кастинг, отснял первые сцены на "Мосфильме", но что-то не заладилось с финансированием. На одной из творческих встреч я увидела режиссера и подошла с вопросом о том, как продвигаются съемки и есть ли они вообще. Владимир Наумович продиктовал мне свой домашний телефон и попросил позвонить ему, он расскажет, что происходит с проектом. Но я не стала беспокоить режиссера, бередить его рану, так как узнала, что проект закрыт.

— Владимир Наумович, вы приступили к съемкам фильма "Сказка о царе Салтане". Почему обратились к творчеству Пушкина? Что вас, режиссера интеллектуального кино, вдохновило на фильм по детской сказке?

— Сейчас на экранах телевизора можно часто увидеть рекламу: "Газпром — наше национальное достояние" И мне хочется задать вопрос: "А что будем делать, когда газ кончится?". Так вот хочу сказать, что настоящее национальное достояние — это Пушкин, и он не кончится никогда. Сегодня наш язык загрязнили и испоганили. У Пушкина потрясающий язык, потрясающее умение сделать фразу музыкальной. Я хочу, чтобы в каждой русской школе, каждый первый урок начинался с Пушкина. Потому что мы все отравлены, разговариваем на бог знает каком языке, нужно чтобы дети почувствовали чистоту языка, его прочность, объем. Так как он описывает пейзаж или человека, так никому не дано до сих пор. Достоевский на могиле Пушкина сказал: "Сколько тайн он унес с собой". Я в детстве читал все его сказки, а сейчас перечитываю и нахожу для себя столько необычного.

— Довольны ли вы материалом и снимается ли у вас в фильме актриса Наталья Белохвостикова, которая стала счастливым талисманом почти всех ваших работ?

— Сейчас полным ходом на Мосфильме идут съемки, затем планируем перебраться к Черному морю, так требует сюжет сказки. Надеюсь, современный зритель оценит мои усилия. А Наталье Белохвостиковой досталось роль бабы Бабарихи. Хочу сказать, что она отлично справляется с поставленной задачей.

— Вы уже более 40 лет женаты на актрисе Наталье Белохвостиковой, снимаете ее во всех своих фильмах. Легко ли снимать собственную жену?

— С одной стороны снимать ее легче, потому что она знает значительно больше о фильме, чем просто актриса. Работа над фильмом не кончается на съемочной площадке, она продолжается и дома, где мы обсуждаем, выверяем отдельные моменты будущей ленты. Но на съемках я всегда отношусь к ней строже, чем к другим, именно потому, что она жена, и мне неудобно отменить съемку, если Наташа заболела. Даже если вижу, что ей холодно во время съемок (иногда снимаем в тяжелых условиях и я понимаю, что она может заболеть), все равно не имею права отменить съемку только по той причине, что актриса моя жена.

Я часто говорю ей, что она не имеет права ошибаться и подводить мужа. У меня характер конфликтный, могу вспылить, нечаянно обидеть, чего-то наговорить, но знаю, что моя Наташа меня поймет и простит. Еще я по природе человек увлекающийся, могу работать и обо всем забыть, не есть целый день. Наташа напоминает, что надо поесть, пытается удержать меня в рамках, научить следить за собой. Конечно, она моя Муза, я без нее просто пропал бы.

— В соавторстве с режиссером Александром Аловым вы сняли замечательный фильм "Бег" по Булгакову, который и сегодня с восхищением смотрят миллионы зрителей. Расскажите об этом?

— Фильм "Бег" — это первая попытка в нашей стране экранизировать Булгакова. А надо сказать, что Булгаков тогда был в большой опале, и нам с Аловым пришлось потратить около трех лет на "пробивание" этой темы. Литературным консультантом у нас была вдова писателя, Елена Сергеевна Булгакова. Она умела создавать ощущения присутствия автора. Она называла себя "единственным представителем" Михаила Афанасьевича на Земле. Иногда, посмотрев материал фильма, где мы с Аловым зачастую снимали сцены, не существующие в романе, она говорила: "Да, этот материал Михаилу Афанасьевичу понравился, но он просил добавить несколько деталей". Мы переснимали, добавляя с Аловым сцены, и действительно получалось в духе Булгакова.

После окончания производства фильм подвергся цензуре и преследованию. Нас с Аловым обвинили в сочувствии к белогвардейцам и в том, что генерал Чернота, мастерски сыгранный Михаилом Ульяновым, вызывает симпатию. Готовилась премьера, в кинотеатре Россия висел огромный плакат к фильму и в одну секунду все сняли. Мы с Ульяновым бросаемся к нашему руководству с просьбой посадить нас на самолет до Москвы. А надо сказать, что Ульянов был безумно популярен. Нас посадили в правительственный самолет. И когда мы летели, члены правительства (не буду называть их фамилии) предложили нам сыграть в домино. Я со своей стороны предложил сыграть в "американку" (это когда проигравший выполняет любое желание). И на наше счастье нам повезло, мы выиграли. Члены правительства пытались выкрутиться, но нам с Михаилом тогда терять было нечего, мы просто вцепились "в пиджак" нашим заступникам. Мне дали телефон и я без конца звонил, напоминал, просил. Видно, у них взыграла совесть, и они милостиво разрешили народу посмотреть эту картину.

— Ваш творческий путь делится на две части: работа совместно с Александром Аловым и без него. Как возможно было ужиться рядом двум не ординарным режиссерам? Случалось, что ссорились, надоедали друг другу?

— Мы могли вместе проработать целый день, но проходило несколько часов, и вечерами мы звонили друг другу, успев соскучиться по общению. Союз с Аловым был удивительным по гармонии и взаимопониманию, мы оба были одержимы профессией. Саша обладал редким мужеством: прошел войну, боролся с последствиями ранения и контузии, которые со временем становились все тяжелее. Я видел, как трудно ему ходить, приходилось опираться на палку. Но за все годы работы он ни разу не дал себе даже намека на поблажку. Конечно, у нас бывали и конфликты, и ссоры. Я по темпераменту взрывной, Алов сдержан — мы дополняли друг друга. Каждый из нас придумывал сцену по-своему, потом приносил ее на суд. С ходу не принимался ни один вариант, но, когда срасталось, сцена получалась объемная, живая. Пусть мои слова прозвучат сентиментально, но после Сашиной смерти я все время ощущаю на том, что делаю, его внимательный взгляд.

— Вашу жизнь осенила дружба с великим драматургом Тонино Гуэрра. Каким он вам запомнился?

— Гуэрра был сумасшедшим. Настоящим прекрасным сумасшедшим. Он весь состоял из "вдругов". У него на каждой странице текста по пятнадцать "вдруг". Его талант был виден невооруженным взглядом. На одну тему он мог придумать по сто историй. Увлекался как ребенок. Однажды его пригласили во ВГИК и сделали почетным профессором. Он вышел на сцену, произнес короткую остроумную речь, и на него надели мантию. Потом по-тихому эту мантию отобрали, потому что еще надо было чествовать Кшиштофа Занусси. Гуэрра возмущался, требовал вернуть мантию — никак не мог понять, что на весь ВГИК она одна и надевается символически. Всю обратную дорогу в машине он обиженно ворчал и был похож на ребенка, у которого отобрали только что подаренную игрушку.

— В фильме "Бег" снялись замечательные актеры, но особенно запомнился эпизод карточной игры с Ульяновым и Евстигнеевым. Как вам работалось с этими актерами?

— Ульянов — блестящий актер, он требовал от меня и от Алова постоянных репетиций. А Евстигнеев — импровизатор. Он после первой репетиции тут же "завядал", ему становилось скучно. У нас была специальная красивая девочка-ассистент, она уводила его в гримерку и там поила кофе, веселила и не давала ему "завять". А мы в это время репетировали с Ульяновым. И когда он был готов, выпускали Евстигнеева. И наша цель состояла в том, чтобы Ульянов "дозрел", а Евстигнеев не "завял".

Мы Ульянову крепили специальные усы, но они почему-то все время отклеивались и, когда он целовал Евстигнеева, маленькие кусочки волос попадали ему в рот. Евстигнеев отплевывался и делал такое брезгливое лицо. Получилась потрясающая сцена. Вообще у этих актеров было невероятное умение импровизировать на лету.

— Получилась одна из самых лучших экранизаций Булгакова. А было желание продолжить тему?

— После того как из "Бега" были вырваны буквально клоки мяса, картина пошла в прокат. Несмотря на все перипетии, у нее была счастливая прокатная судьба, она пользовалась большим успехом у зрителя. Очереди за билетами выстраивались километровые, были введены дополнительные сеансы. По опросу зрителей, "Бег" был признан лучшей картиной года. А мы уже с Аловым замахнулись на большее и стали мечтать о "Мастере и Маргарите".

Думая о будущем фильме, я сделал огромное количество рисунков, набросков к фильму. И однажды ночью мне приснился сон. В квартире стоит вдова Булгакова и говорит мне: "Михаил просил передать, чтобы вы "Мастера и Маргариту" не трогали". И она пошла к выходу. Я вскочил, по дороге зацепился и ударился коленом о тумбочку. Она стоит возле лифта и добавляет напоследок: "И вообще пусть никто не трогает". Утром просыпаюсь, думаю, что за странный сон приснился. Смотрю на колено, а там огромный синяк. В общем, мы с Сашей от картины отошли, и как оказалось, все режиссеры, которые брались за это произведение, терпели поражение.

— В вашем фильме "Тегеран-43" снимался Ален Делон. Как вам удалось заполучить кумира миллионов? И как вам с ним работалось?

— В оригинале сценария роль для него была не большая, всего две страницы, мы не планировали брать звезду такого уровня в свою картину. Так совпало, что продюсер, с которым мы работали работал ранее с Делоном на "Черном тюльпане". И когда по нашей просьбе он позвонил Делону с предложением сняться у русских, тот неожиданно назначил встречу. Мы показали ему сценарий, он увидел, что для него не много отведено в этом сценарии, даже поначалу отверг предложение. А потом сказал усилить и увеличить его роль, только тогда он даст согласие на участие. Мы с Аловым приехали в отель, заказали ужин в номер, пригласили стенографистку-переводчицу и с девяти вечера до восьми утра сочиняли ему новую роль. Делон, увидев нас в девять утра в офисе, удивленно на нас посмотрел, не ожидав такой скорости, но сценарий взял, прочитал и дал согласие. Вскоре мы уже начали снимать. И кстати, именно после "Тегерана-43" во французский кинематограф ворвались яркие образы полицейских, которые свели всех его поклонниц с ума.

Несмотря на то, что мы говорили на разных языках, нам удалось наладить эмоциональный контакт, эмоциональную синхронность. Делон понимал нас с полуслова, и сотрудничество оказалось приятным. Конечно, этот актер профессионал высшего класса. На съемки всегда приезжал вовремя, всегда подтянут, собран. С первого раза запоминает текст и потом практически не ошибается. У него, безусловно, своя особенная аура. И он, как говорится, самый "французистый" француз.

После окончания съемок Делон был на мировой премьере фильма в Париже, а на Международный кинофестиваль в Москву приехать не смог. У Роми Шнайдер, с которой он очень дружил, трагически погиб сын.

— В картине очень сильная сцена гибели героя Алена Делона, которая на его поклонников произвела неизгладимое впечатление. Очень сильно сыграла и Наталья Белохвостикова. Этот эпизод двух актеров как прекрасный алмаз в фильме…

Наташа очень талантливая актриса, она никогда от меня не требовала особых условий на съемочной площадке. В сцене гибели инспектора Фоша, которого сыграл Ален Делон все было сделано для француза максимально комфортно, он был в наколенниках и налокотниках. И когда он падал на мостовую, Наташа изо всех сил пыталась его поддержать. Она падала с ним по- настоящему без всяких страховых приспособлений. И Делон, когда увидел, что она бьет колени возмутился и отругал меня. Он впервые снимался в советском фильме, для него многое было не понятно…

— Ваша дочь Наталья Наумова пошла по вашим стопам. Вы довольны, как складывается ее творческая судьба? Помогаете ей в творчестве или она все делает сама?

— Лично я хотел, чтобы дочь работала в кино, но это совсем не значит, что я что-то делал для этого. Она могла выбрать любую профессию, никто на нее не давил. Дочь с самого начала знала, что это жесткая профессия. Поначалу ее бросало из стороны в сторону, но она выбрала свою судьбу сама. Сейчас она, снимая как режиссер, практически не пользуется моими советами. Она принадлежит к другому поколению, заметно отличается от нашего поколения, ко многим вещам относится проще. Она вполне обходится без моего участия. Наташа-младшая независима, умеет постоять за себя и у нее много интересных замыслов.

— Когда закончатся съемки фильма, чем дальше планируете заниматься? Какие следующие проекты?

— Я нахожусь в прекрасной творческой форме. Несмотря на возраст, сил и энергии хватает. У меня есть два замечательных сценария, по которым я давно хочу снять картины, но нет средств. Я в молодости увлекался боксом, нередко удавалось нокаутировать соперника. И знаете (смеется), иногда просто хочется дать в ухо тем, кто жалеет денег на кино. Еще хочу написать книгу о кино, столько в жизни было встреч, событий, интересных ситуаций, у меня есть что рассказать. Думаю, что приступлю к ней в ближайшее время.

* Материал дополнен автором 5 декабря 2021 года.

Автор Анжела Якубовская
Анжела Якубовская — журналист, сценарист, корреспондент, автор Правды.Ру *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *