Наших отечественных фильмов в последнее время снимается много и на любой вкус. Они мелькают в списках лауреатов престижных зарубежных премий и идут в отечественных кинотеатрах каждые выходные практически наравне с западными новинками. Однако, по данным исследования Movie Research, 2010 год оказался самым провальным за последнюю пятилетку.
По итогам года подсчитано, что отечественные фирмы соберут не более 17% от общей кассы. Это крайне мало. Вроде бы, если смотреть новости и читать обзоры критиков, у нас все прекрасно — фильмы снимают на рекордные бюджеты. Наше кино сияет на западных фестивалях и получает высокие оценки жюри. То есть, по идее, родной кинематограф идет вперед семимильными шагами, а родной зритель просто обязан идти и смотреть картины, которые, вроде как, есть на любой вкус: и те, что призваны возродить патриотизм, и те, что просто должны помочь прекрасно и весело провести выходные.
К тому же, опросы, проведенные аналитиками, доказывают высокий уровень лояльности аудитории по отношению к отечественному кино: 24 процента так или иначе любят смотреть русские фильмы, еще 46 процентов заявили, что им все равно, в какой стране произведена картина. Но это — в общем. А в конкретном частном случае — только 3 процента постоянной аудитории (люди в возрастной группе до 25 лет) ходят в кино, чтобы оценить труды отечественных режиссеров и актеров.
Так что, что бы там ни показывали опросы, и что бы там ни говорили по поводу блестящих успехов российского кинематографа, основной факт один: зритель голосует рублем. И не в нашу пользу. Фактически все отечественные фильмы проваливаются в прокате и не окупаются. В 2010 году оправдали себя с коммерческой стороны только три картины: "Наша Russia. Яйца судьбы", "О чем говорят мужчины" и "Любовь в большом городе-2", — которые, кстати, являются вовсе не самыми грандиозными в плане затраченных на съемку средств.
Читайте также: Догилева воюет с Михалковым
А все остальные, снятые известными режиссерами и перегруженные звездным актерским составом, зрителю не интересны. Тот самый зритель, который с увлечением читает глянец, где те же самые актеры являются основными героями, на тех же глянцевых героев в кино не идет. Он идет туда на голливудский продукт, на интеллектуальные картины Европы, на тупые или, наоборот, утонченные комедии, снятые за рубежом, куда и утекают средства от сборов. Российский зритель восторженно читает в газетах о триумфе "Овсянок", но идет в кинотеатр на рядовой, набитый спецэффектами импортный блокбастер.
Потому что российский зритель не верит в российский кинематограф. Зрителя слишком часто обманывали,ион больше не хочет обманываться. Кино — продукт специфический. Когда зритель идет на западный фильм любого жанра, он уверен, что увидит не шедевр, но и не будет весь фильм плеваться от происходящего на экране. Он стабильно получит свое среднее удовольствие и приятно проведет выходной.
А с российскими премьерами дело другое. Зритель уже знает, что под яркой красочной оберткой "как в Голливуде", он получит все ту же российскую халтуру "под Голливуд", которой до того же Голливуда, ой, как далеко. Что называется, пробовали — знаем! И идет на привычное усредненное качество Запада. Действительно, сколько можно любоваться на плакаты с мощным торсом Машкова ("Край"), а в итоге смотреть нечто среднее между советской героикой про сталеваров и голливудским вестерном о суровых настоящих мужиках.
В каждом направлении искусства ценится оригинальность исполнения. Свое лицо. Пусть корявое и несимпатичное, но свое. А у нашего российского кинематографа сегодня своего лица нет. Сегодня отечественный кинематограф тратит миллионы на то, чтобы тщательно и старательно копировать голливудскую улыбку. Зритель же фальшивку чует сразу — как всякая золотая рыбка, которую стараются подцепить на крючок. Но фальшивка, она не цепляет. Никакими спецэффектами, громкими пиар-кампаниями, рекламными плакатами "под" и прочей позаимствованной атрибутикой.
"Кочегар", "Темный мир", "Цветок дьявола", "Ярослав" — напрасно выброшенные деньги. А перечень-то не ограничивается этими картинами, его можно еще далеко продолжить. Более привлекательны "Брестская крепость" — последней темой, которая еще может объединить все поколения и все области России, Великой Отечественной войной, да "Овсянки" — тем, что на них поставлен европейский знак качества. И тем, что это — наше. Вот почему окупилась "Наша Раша"? Потому, что создатели фильма сняли то, что мы привыкли видеть, что зарекомендовало себя по телевидению.
Собственно, в первую очередь эта печальная статистика должна заботить отечественных режиссеров. По крайней мере тех, кому еще не удалось перебраться в Голливуд. И Союз кинематографистов России. Но, видимо, сказывается то, что отечественные режиссеры не так жестко отчитываются за неокупившиеся средства. Возможно, если бы финансовое благополучие наших маститых и признанных напрямую зависели от того, насколько зрителю понравится фильм и пойдет ли он его смотреть, неся в кассу свои кровные, то уровень отечественного кинематографа сильно бы возрос. Все-таки конкуренция — это не всегда плохо. Но, пока есть средства снимать не для зрителя, а для себя, ни о какой успешной конкуренции и речи не идет.
Читайте самое интересное в рубрике "Культура"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.