Россия вступила на территорию ужаса

Буккер Игорь29.11.2010 в 10:00

В конце прошлого месяца редакция rian.ru провела опрос среди российских зрителей о том, какие фильмы, по их мнению, самые страшные и, составив свой рейтинг, сравнила его с рейтингом американского журнала Entertainment Weekly. Понятное дело, результаты, полученные в двух разных аудиториях, тоже оказались разными. Ни одна строчка российского и американского рейтингов не совпала. Единственное, что объединяет зрителей обоих полушарий, зрители фильмов ужасов на первое место поместили американский хоррор.

Вот только пользователи сайта РИА Новости самой жуткой кинолентой посчитали американский римейк японского "Звонка", снятый режиссером Гором Вербински в 2002 году, в то время как в рейтинге журнала Entertainment Weekly эта картина заняла лишь шестое место. Американцы назвали самой страшной картину "Сияние" 1980 года режиссера Стэнли Кубрика, снятую по мотивам одноименного романа Стивена Кинга 1977 года. Для сравнения, в результатах опроса rian.ru этот фильм занял четвертое место.

Читайте также: Почему мы любим бояться

Как специфический жанр фильмы ужасов происходят от сценической мелодрамы XIX столетия, которая часто ориентировалась на английские готические романы. К первым фильмам ужасов можно отнести работы Жоржа Мельеса, снятые в конце 1890-х годов. Один из самых известных — фильм 1896 года "Замок дьявола". Это также один из первых фильмов, в котором использовались примитивные спецэффекты. Подобные киноленты на полную катушку использовали традиционные символы суетности человеческого существования: черепа, тени, старые фолианты, пыльные предметы повседневного обихода или появление оживших трупов на полотнах с мрачным ландшафтом. Все это эмблемы старинной европейской традиции, ведущей свое начало от фразы Экклезиаста "суета сует и всяческая суета" вплоть до разработанной до мельчайших деталей символики розенкрейцеров и масонов.

224759.jpegДействие кинофильмов зачастую сопровождалось зловещим аккомпанементом. Типичными, как и в сценической мелодраме, были классические фигуры "девственно чистой невесты", "героя и соперника". Для жанра ужасов характерен, например, образ ученого, который преступает строгие физические законы, вследствие чего становится отчетливо виден весь ужас грядущей катастрофы. Еще одним непременным атрибутом зловещего на экране были постройки в духе готического архитектурного стиля.

В пространстве англосаксонского мира такие сооружения господствовали с XIII до XIX века. Их можно встретить повсюду. Это символы всего древнего и таинственного. В многочисленных фильмах ужасов действие происходит в домах готической постройки, которые излучают ужасную привлекательность своими устремленными ввысь линиями, обилием всевозможных лестниц и коридоров.

В 1919 году Зигмунд Фрейд написал эссе о жутком или зловещем (Über das Unheimliche). Отец психоанализа воспользовался определением философа Шеллинга, согласно которому жуткое — "это все, что должно было оставаться тайным и сокровенным, но выдало себя".

"Немецкое слово "unheimlich", — писал ученый, — явно выступает противоположностью укромного (heimlich), уютного (heimisch), известного, и напрашивается заключение, что зловещее именно потому жутко, что не является известным и знакомым. Естественно, не все новое и неизвестное жутко; данное соотношение необратимо. Мы можем сказать лишь, что нечто новое может оказаться жутковатым и зловещим; кое-что новое жутко, но отнюдь не все новое. Что-то должно сперва прибавиться к новому и незнакомому, чтобы превратить его в зловещее".

Конечно, пугает не все непривычное. Вызывает страх только определенное своеобразие. Зловещим представляется нечто когда-то вытесненное, а нынче возвращающееся, нечто забытое, вновь вернувшееся, то есть непривычное, возникшее после того, как из памяти испарилось нечто ранее знакомое, нечто такое, что растревожило нас в детстве.

224760.jpegАнализируя сказки Гофмана, доктор Фрейд выделил фундаментальные психологические характеристики (в частности, комплекс кастрации). В качестве примеров жуткого он приводит "готические" картины: отделенные от тела члены, отрубленные головы, ноги, пляшущие отдельно от туловища и т.д. Появляется мотив двойника. Вариации на тему смерти с приведениями, ожившими мертвецами, погребенными заживо и т.п. Так Фрейд, вероятно, сам того не замечая, наметил одно из кинематографических направлений (оставшееся некоторое время непризнанным), благодаря которому на экран попали вереницы вампиров, зомби, мумий и прочей нечисти.

Когда приемы готического романа были уже не в силах пугать искушенных читателей, а потом и зрителей, писатели и режиссеры стали прибегать к более изощренным приемам. На новый виток "ужастики" вышли благодаря спецэффектам.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Поделиться:

Ещё по теме

Кино. Новости и обзоры

Зачем "Диснею" нужно переснимать собственные мультфильмы

Журенкова Екатеринавчера в 18:28
Кино. Новости и обзоры

"Афера под прикрытием": наркобароны тоже люди

Иванова Мариявчера в 8:23
Кино. Новости и обзоры

Сериал "Мир! Дружба! Жвачка!" начали снимать в Туле

Правда.Ру22.07.2019 в 18:39