В СССР фильмы, воспитывающие патриотизм, были поставлены на поток. Причем снимали их гениальные режиссеры, а играли в них гениальные актеры. Поэтому и сегодня они воспринимаются как шедевры, продолжая выполнять патриотическую функцию. Однако современные поколения нельзя воспитывать только на фильмах ушедшей эпохи. В последнее время российский кинематограф — не без содействия власти — вспомнил, что такое патриотизм и зачем его нужно культивировать.
Героизм советского образца сегодня не воспринимается в молодежной среде — другие реалии, другие культурные ценности. Но суть героизма во все времена остается неизменной, и в нашу противоречивую эпоху хватает "героев нашего времени", которые так и просятся на экран.
Так, подвиг пилотов Ту-154, 7 сентября 2010 года совершивших аварийную посадку в лесах Коми, благодаря которому были спасены жизни 72 пассажиров, удостоился не только правительственных наград, но и экранизации. Художественный фильм "Рейс 516" снимут в следующем году. Возьмется за экранизацию подвига кинокомпания "Централ Партнершип".
Летчикам вообще везет на экранизации, — профессия способствует. Героической она была в советские времена, героической остается и сегодня. Знаменитый отечественный фильм-катастрофа "Экипаж" — одна из немногих историй, иллюстрирующих гражданское и человеческое мужество пилотов и бортпроводниц, которое является неотъемлемой частью их работы.
Другая недавняя экранизация на эту тему — нашумевший "Кандагар". Можно по-разному относиться к современному кинематографу, но такие фильмы, как этот, плохо ли, хорошо ли, но продолжают эстафету кинематографа, призванного воспитывать в гражданах чувство патриотизма.
Читайте также: Лувр собирает деньги на национальное достояние
Когда не хватает героев в жизни, выручает история. Не зря исторические фильмы российских режиссеров все как на подбор обращены к национальному самосознанию: "Тарас Бульба", "1612", теперь вот еще "Ярослав". В большинстве из них, к сожалению, историческая правда отсутствует, и художественной ценностью они не обладают, зато патриотизма хватает. Исключением можно считать только "Тараса Бульбу", но Гоголь — это Гоголь, Владимир Бортко — это Владимир Бортко, а Богдан Ступка — это Богдан Ступка.
Как показывает жизнь, такие фильмы пользуются успехом. Какой бы сложной ни была обстановка в стране, герои все равно нужны. Не заокеанские фантастические "люди X", "спайдермены" и так далее, а простые русские люди. И не обязательно это должны быть военные, доблестно выполняющие свой долг, это могут быть обычные люди, которые в сложной ситуации ведут себя по-человечески порядочно (что в нашей жизни случается все реже), как пилоты Ту-154, просто выполнившие свою работу до конца.
Возможно, потому, что в наши дни подобных примеров не так много (а если и они есть, то редко становятся достоянием общественности), кинорежиссеры продолжают осваивать тему Великой Отечественной войны, которая до сих пор остается фактически единственной темой, способной объединить все бывшие страны СССР и все поколения.
Последняя картина "Брестская крепость" как раз такая попытка напомнить о народном единстве. Фильм произвел сильное впечатление на ветеранов — свидетелей тех событий и на их внуков, которые лишь слышали о войне. Возможно, для воспитания чувства любви к Родине еще долго не будет придумано ничего более действенного, чем кино о сражениях Великой Отечественной.
Вопрос в том, сможет ли современный кинематограф создать свой собственный "золотой фонд", который мог бы воспитывать следующие поколения. Будет ли он основан на "реинкарнации" советских фильмов (вроде китайской версии знаменитой картины "А зори здесь тихие") или на первый план все же выйдут "герои нашего времени", такие как экипаж Ту-154? Скорее всего, героические летчики и смелые стюардессы продолжат вдохновлять кинематографистов, ведь, к сожалению, самолеты как попадали, так и будут попадать в аварийные ситуации.
Читайте самое интересное в рубрике "Культура"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.