Рецензия на новый фильм режиссера Вуди Аллена "Жасмин"

"Жасмин": американская мечта на транквилизаторах

Вуди Аллен триумфально "посадил" Кейт Бланшетт на транквилизаторы и водку с мартини. Новый фильм режиссера с мировым именем Вуди Аллена "Жасмин" — это торжество его классического стиля, с помощью которого он превращает кошмарную драму жизни в трагикомедию, и триумф Кейт Бланшетт, сыгравшей героиню, про которую лучше вообще ничего не снимать.

Скажу откровенно, за всей могучей фильмографией Аллена, который принципиально снимает по фильму в год вот уже несколько десятков лет, я не уследил. Посмотрев несколько ключевых работ вроде "Энни Холл", "Зелига" и моего любимого "Манхэттена", успех которых лично для меня во многом зависел от наличия в кадре самого мастера (и, по возможности, несравненной Дайан Китон), я так и не добрался до большинства его фильмов позднего периода.

Сам Аллен там не появлялся, сюжеты поменялись, остался только стиль, который, на мой взгляд, все равно многое потерял без наличия хотя бы маленькой роли для болтливого грустного еврея — эгоцентрика. Я решился на "Вики, Кристина, Барселона", о чем потом горько пожалел. Не то, чтобы в этом есть вина режиссера или актеров, просто мне были болезненно неинтересны персонажи и их переживания.

Фильм "Жасмин", который, кстати, уже успел побить кассовый рекорд среди фильмов Аллена, собрав за первый уикенд более 612 тысяч долларов, не понравился мне именно из-за этого. Я терпеть не могу вот этих моэмовских героинь — женщин, которые считают себя страдалицами, не обращая внимания на эмоции своих близких. Это женщины, которые не способны на настоящие, искренние эмоции, не говоря уже о чем-то возвышенном, вроде Китти из "Разрисованной вуали" и тем более Джулии из "Театра" — вот уж кто не признавал ни одной своей ошибки, позиционируя все происходящие с ней беды как нечто, в чем виноваты "ничего не понимающие" окружающие. В жизни от таких людей хочется держаться подальше, а нам еще и в кино такое показывают.

Читайте также: "Армагеддец": не пей пива — на пришельцев нарвешься

И, тем не менее, на "Жасмин" стоит потратить время именно из-за этой героини — самонадеянной особы, которая, будучи прекрасно осведомленной о финансовых махинациях мужа Хэла (Алек Болдуин), все равно оказывается в ситуации, когда его сажают в тюрьму, и ей приходится мириться с новой жизнью совсем с другим достатком, окружением и нажитыми психическими проблемами. Точнее, не столько из-за героини, сколько из-за блестящей актрисы Кейт Бланшетт (если вдруг кто не знает — ударение на последний слог), которая уже успела поразить критиков воистину триумфально сыгранной ролью.

Оскароносная австралийка каждым движением брови, каждым жестом, каждым выпитым бокалом водки с мартини и каждой принятой таблеткой Ксанакса крепко вжилась в образ, за который ее хочется презирать и порицать. Я имею в виду, что сама Кейт Бланшетт никогда бы не вызвала таких эмоций! А тут мы имеем дело скорее с Жасмин с внешностью Бланшетт. Это и есть настоящее актерское мастерство.

Приятно, что, несмотря на головокружительную игру Бланшетт, в "Жасмин" есть, на кого еще посмотреть. В первую очередь это касается потрясающего дуэта Салли Хоукинс (сыграла сестру Жасмин Джинджер) и Бобби Каннавале (Чили, ее возлюбленный), и если о таланте первой я уже был осведомлен благодаря "Беззаботной" как минимум, то второй стал для меня маленьким открытием.

В течение фильма парочке придется пройти через несколько уровней отношений, включая и яркие бытовые эпизоды, и кризис (сцена со слезами в Супермаркете воистину хороша). Правда, сначала может возникнуть мысль, что героиня Хоукинс противопоставляется героине Бланшетт как женщина, которая ведет себя правильно. Но потом выясняется, что это не так и что за фильм, так или иначе, косячат все.

Любовника Хоукинс, с которым она изменяла Чили, сыграл известный американский стенд-ап комик Луис Си Кей, и тут снова нельзя не похлопать в ладоши режиссерскому мастерству Аллена — в принципе, эту роль мог сыграть кто угодно, однако именно известный комик и тот контекст, что окружает его в его творчестве, способен внести те самые нотки трагикомедии, на которую Вудди любит перетягивать одеяло с обнаженной и нервной драмы. Чтобы закрепить этот эффект, режиссер добавил сцены беседы Жасмин с детьми, сцену горе-свидания с придурковатым другом Чили, еще что-то такое — все, чтобы отвести нас от действительно грустной истории разрушенной из-за лжи и лицемерия семьи.

Читайте также: "Риддика" засосало в черную дыру провала

Видимо, Аллен захотел, как всегда, просто показать, что никто не совершенен. Или то, что жизнь каждого из нас немного жутковата. А возможно, просто раскрыл нам глаза на то, как паразитирует американская мечта, которая, кажется, уже не может существовать без антидепрессантов, транквилизаторов и финансовых махинаций. Если все это убрать, не останется мечты, а если принять как должное, останется то, с чем не хочется иметь дело, но приходится — поэтому счета за психоаналитиков растут, а препараты становятся все сильнее. Может быть, Аллен имел в виду это.

Единственный, кто, кажется, кое-как выкарабкался из этого болота — это сын Жасмин и Хэла, который нашел работу по душе и женился, судя по всему, на любимой женщине, однако до этого ему тоже пришлось пройти через ад. И снова никакой драмы — просто трагикомедия.

С сеанса "Жасмин" нас вышло не менее 6 человек — из тех, кого я знал. Выслушав всех, я понял, что из этого фильма каждый вынес что-то свое, и всем, кроме меня, он понравился. Я же просто устал видеть в кино то, что я каждый день могу увидеть в соседней квартире. В тысячах соседних квартир.

Правда, Кейт Бланшетт в этих квартирах я точно не встречу. Эта сногсшибательная австралийка способна вытянуть любой провальный фильм (кроме "Индианы Джонса-4", который даже самое яркое чудо не спасло бы), а "Жасмин" все-таки провальным ну никак не назовешь — за сотню тысяч лет в кинематографе звезда Аллена уже просто неспособна ни упасть, ни закатиться, ни прогореть. Уверяю вас: хоть что-то после этого фильма в вас точно останется. Даже если он вам не понравится.

Читайте самое интересное в рубрике"Общество"

 
Автор Борис Стародубцев
Борис Стародубцев — журналист, лингвист, переводчик, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Обсудить