Николя Бонналь рассказывает об Александре Роу

Что связывает Кощея с заморскими орками

Николя Бонналь, проникшись фильмами Александра Роу, очень интересно и с неожиданной стороны (как и полагается образованному иностранцу) трактует русские сказки. Ученый, обнаруживая сходство между нашими сказками и миром Толкиена, восторгается восхитительным чертом из "Диканьки", тяжелой судьбой Царевны-лягушки и черным грязным колдуном Кощеем.

Наши знания истинной истории кинематографа довольно посредственны; и мы забываем, что в мире существует не одна, а множество наций, трудившихся над созданием кинематографических шедевров… и первой тут была советская киноиндустрия. Однако сегодня от той эпохи в памяти людей осталось лишь несколько имен, в особенности из немого кинематографа. И очень жаль. Недостаток памяти убивает наш ум. Вот почему мы должны заставлять себя заново открывать собственную культуру.

Давайте поговорим об Александре Роу. Кто же он все-таки такой? А загадка начинается вот как: Роу ни русский, ни украинец. Его отличало происхождение, но вырос он на советской земле и стал выдающимся в своем роде человеком. Отец Роу приехал с Британских островов работать на благо России. Там он осел, женился на гречанке, а их сын стал ни кем иным, как одним из лучших советских кинорежиссеров, а возможно, и величайшим в истории режиссером детского кино. У нас во Франции нет никого равного ему по таланту. И даже Роберт Стивенсон ("Мэри Поппинс"), диснеевский режиссер-реалист, не идет ни в какое сравнение.

Читайте также: Зашифрованный роман - послание Булгакова

Александр Роу гений? Конечно, если вы американец, вам этого не понять, вы просто не можете этого знать. Но если вы француз, англичанин, итальянец, то и тут вам не повезло. Даже если вы русский, то в наши дни вы приговорены к пожизненному диснеевскому промыванию мозгов. Очень жаль, что Россия, в прошлом подарившая миру революционные умы, еще не достаточно созрела, чтобы пересмотреть подход к своему легендарному кинематографическому наследию и принять твердое решение защищать и продвигать его во всем мире — чтобы и российские дети, и европейские дети могли открыть мир очарования, чистой поэзии и сказки. Великий режиссер появился просто и незаметно: как зодчий Нотр Дам де Пари, как Леонардо или Моцарт.

Во Франции историю кинематографа я открыл благодаря знаменитому кинокритику Альберту Садулу, который (кроме всего прочего) был убежденным коммунистом. Именно это позволяло ему показывать нам мировую культуру во всей ее широте, особенно когда коммунистическая политика подстегивала своих творческих людей черпать вдохновение в фольклоре, быть более патриотичными, более традиционными — и именно таким образом сражаться с разрушительным воздействием капитализма на умы и нации. Садул, конечно же, подтверждал гениальность великих американских режиссеров, но в то же время он позволил нам открыть и много других мастеров экрана, в особенности из СССР. Я подчеркну ранее сказанное мною: советская киноиндустрия черпала свое вдохновение в глубоком прошлом, в вере и в народном творчестве. Если вы не смотрели советского кино, то этот факт вам, конечно, неизвестен. Несмотря на официальный атеизм, во множестве советских фильмов вы сможете увидеть и кресты, и церкви. И мы обязаны напомнить об этом факте, так как в нашу капиталистическую эпоху мы отвергаем подобные источники вдохновения, или же мы просто-напросто занимаемся смешиванием, производством карикатур и переделкой старых тем, как это делают диснеевские студии.

 

Я открыл для себя Роу благодаря моей теще Елене, которая посылает нам из Украины отличные подборки фильмов на DVD. Так что благодаря Елене я могу порекомендовать моим читателям следующие шедевры. Во-первых, "Вечера на хуторе близ Диканьки", написанные великим Гоголем. Эта сказка с "чертовщинкой" позволяет нам увидеть забавные стороны жизни, крестьянский быт, очаровательных героев и просто восхитительного черта, сыгранного Георгием Милляром — легендарным актером французского происхождения. Милляр играл прочти во всех картинах Роу. Роу был очень привязан к славянскому гению и к народным волшебным сказкам. Его деревянные села изумительны, он заново создал аутентичный крестьянский мир, близкий Средиземью Толкиена: русская земля тоже полна драконов, гномов, крошечных волшебников или чародеев. Как специалист по Толкиену, я все больше склоняюсь к мысли, что великий английский писатель был вдохновлен русской вселенной, равно как и режиссер Джексон был вдохновлен русской живописью 19-го века на создание своих декораций и костюмов.

Затем я бы порекомендовал "Королевство кривых зеркал" — прекрасную басню, которая затрагивает темы обмана и забвения. Это шедевр когда-то обвиняли в том, что он является антикапиталистической пропагандой! Кто теперь отважиться создать такое? На самом деле фильм жестко обличает современное производство подделок. Мы еще не покончили с этим сюжетом… Королевство кривых зеркал, в котором все контролируют машины и иллюзии, имеет дело именно с тем, что сейчас мы называем политикой "психологического контроля" неолиберальных обществ.

Читайте также: Андре Юнебель: герои, злодеи и душа народа

Каждый раз, когда я смотрю советское детское кино, я поражаюсь его тонкости. Возьмите, к примеру, хоть "Садко" или "Алладина"…. Следует помнить, что тема детской культуры была глубоко прочувствована в СССР и что киностудия имени Горького была создана именно для такой цели: наставление и развитие юных душ. Но, уверяю вас, "Королевство кривых зеркал" — это чудо, не пропустите его.

Я бы особо выделил фильм "Морозко", снятый в 1967 году, в котором главный герой заколдован и превращен в медведя и должен приложить усилия, чтобы отвоевать и собственную красоту, и любовь своей невесты. Воспевание славянской белокурой красоты присутствует во всех фильмах Роу. Например, посмотрите "Василису прекрасную", в которой описываются чудесные и в то же время метафизические приключения: юная девушка по проклятию превращена в лягушку, потом она теряет свою старую кожу, а последнее обрекает ее на новые страдания…

В это же самое время Роу снимает другой свой шедевр — "Кощей бессмертный". В этом фильме Роу показал противостояние черного грязного колдуна и юного отважного героя. Этот чудесный фильм готовит детей к героической и ужасающей войне против Сатаны, к несчастью пришедшего на землю со своей "краснобородой операцией"…

Роу — это великий во всех смыслах режиссер. Он чемпион в нахождении лучших мест для съёмок, лучших героев и команд. Он настоящий профессионал. И не будем забывать, что Роу все-таки был сыном инженера, поэтому он в совершенстве контролирует спецэффекты, которые особенно важны, если речь идет о фильмах для детей. А потом — уже сама история, ее метафоры и символизм, хотя все это остается для режиссера самым главным. Вполне возможно, что у Роу многое "позаимствовали" режиссеры вестернов (не буду тут называть их имена).

Читайте также: Западная культура как оружие уничтожения

Роу жил в то же время, что и Шостакович. И как этот же великий музыкант, он иллюстрировал советскую революционность с традиционными стремлениями и вдохновением. И так как сегодня в кинематографическом мире, контролируемом мрачной политикой людей в черном, монстрами-пришельцами, зомби и вампирами, Роу основательно забыт, я могу лишь посоветовать снова и снова открывать его чудесные фантазии. Фантазия Александра Роу помогает нашим умам и пробуждает наши души, попавшие (благодаря черному программированию) под угрозу исчезновения. Он предлагает нам детство "иллюминатов" — просвещенных детей (в неисковерканном понимании этого слова).

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Николя Бонналь
Николя Бонналь — французский писатель и публицист, внештатный корреспондент Правды.Ру *