4 июля 1961 года, в результате аварии на атомной ракетной подводной лодке К-19, погибло 8 подводников. Спустя полвека...
...американские кинематографисты сняли фильм "К-19". В средине мая этого года фильм появился на экранах Украины, чему предшествовала шумная рекламная кампания, обозначавшая фильм, как "самую правдивую историю трагедии "К-19". А ведущий "Империи кино" Юрий Макаров даже договорился даже до того, что связал коммерческую неудачу фильма в США с его добротой по отношению к советским морякам... Я не кинокритик, и судить о художественных достоинствах и недостатках фильма не собираюсь. Я — моряк-подводник, посему, давайте поговорим о "доброте" и "исторической правде". Правда, слегка придется "зацепить" и технические подробности — чтобы всем все было понятно.
Сначала — о "доброте". Интересно, в чем ее увидели? Может в том, что капитан 1-го ранга Н. Затеев (именно он командовал лодкой, когда произошла авария с реактором) показан тупым карьеристом-параноиком, ставшим командиром подлодки только потому, что он был женат на дочери члена политбюро? Или в том, что первый командир реакторной группы оказался (по фильму) элементарным пьяницей, а второй — сопливым мальчишкой и истериком? А может, доброта в том, что советские матросы выставили на обозрение американскому фотографу (то бишь — всему миру) свои, извините, задницы? Это больше похоже на самих американцев, наши, скорее бы, приложили ребро ладони к локтю. Если это — доброта, тогда что же такое зло?
Как видим, чванливые американцы в очередной раз постарались унизить русских. И повод у них для этого был — 15 ноября 1969 года на траверзе мыса Териберский именно К-19 столкнулась с пытавшейся следить за ней американской атомной подводной лодкой "Гэтоу" . Американская субмарина тогда получила пробоину и вынуждена была лечь на грунт для ремонта.
Справедливости ради необходимо отметить, что сама К-19 тогда выжила только благодаря хладнокровию и мужеству... командира американской подлодки. Командир торпедистов уже было заподозрил атаку "советов" и готовился дать залп противолодочной ракетой "Саброк", но ему было велено "отставить". А впоследствии командир американской лодки и вообще получил приказ внести в вахтенный журнал запись, согласно которой "Гэтоу" покинула этот район за три дня до(!) столкновения.
Теперь об исторической правде. Во-первых — в том злополучном походе К-19 действительно должна была всплывать во льдах для ракетной стрельбы. Но всплывать она должна была в полынье! Первой подводной лодкой, проломившей корпусом лед стала К-447 — ровно через 20 лет, в июле 1981 года. А тогда всплывать на полном ходу мог только сумасшедший или самоубийца! Попробуйте на "Жигулях" врезаться в Кремлевскую стену — результат, по-моему, очевиден. Выводы делайте сами.
Далее. Судя по фильму, это был первый выход К-19 в море. Но простите, кто же во время испытанийвыводит корабль на запредельные режимы? Опять же — идиот или самоубийца! Я участвовал в погружении на предельную глубину и поэтому свидетельствую — во время погружения корабль не пикирует, как истребитель, а делает остановки для осмотра отсеков — каждые 25 м до стометровой глубины и каждые 10 м — после нее. Да и что это за глубоководное погружение при первом же выходе в море?
Теперь о самой аварии. Американцы очень красочно показали, что произошло с моряками-ликвидаторами. Со струпьями на лице, с рвотой. Особенно впечатлительные зрители даже плакали. А я (эдакий бесчувственный) ругался, простите, как сапожник. Симптомы лучевой болезни у ребят начали проявляться спустя 4-5 часов после ликвидации аварии! Зачем надо было это показывать? А шоб красиво! И так весь фильм — ни что иное, как эффектная картинка.
Но вернемся к ликвидации аварии. Что бы смонтировать систему пролива реактора (которую, кстати, после случая с К-19 сделали штатной) раскурочивали торпеды и вынимали из них трубки. Зачем?! На любой подлодке этих трубок разного калибра, не влияющих на живучесть корабля — в изобилии. Бери любую!
Ответ прост — надо, чтоб из торпеды вытекло топливо, и начался пожар в десятом отсеке. Но откуда топливо? Эра парогазовых торпед уже миновала, а реактивных на К-19 не было. А вот пожар действительно был, но не в десятом, а в девятом. И случились это 24 февраля 1972 года — спустя 11 лет. Тогда погибло 28 человек, а в десятом отсеке в течение 23-х суток (!) находились "отрезанными" 12 человек.
А посмотрите сам ход аварий! Все куда-то бегут, что-то кричат, кок со своими тарелками путается под ногами... Не подводная лодка, а муравейник какой-то! А ведь на настоящих лодках каждый подводник имеет книжку "Боевой номер", в которой подробно расписано, где надо находится и что делать во время всех видов тревоги (а их, между прочим, несколько, в данном случае — "аварийная").
А уж терминология — умереть можно! "Левый торпедный отсек", "главный отсек", "неполадки в 8 отсеке"... Мне возразят — мол, фильм снимали не только для подводников. В таком случае, назовите его каким-нибудь "Красным Октябрем" и не пытайтесь подать его, как самую правдивую историю о К-19. Вообще, как я заметил, у американцев довольно своеобразный взгляд на историю. А этот фильм — плод больной фантазии авторов и желание сорвать очередной куш на чужой крови.
...Я с прискорбием узнал, что в России на премьеру этого "подводного шоу" водили ветеранов К-19. Это же какую "светлую" голову и "чуткое" сердце надо иметь, что бы додуматься до такого?!
Валерий Голодный
О том же самом читайте на английской версии ПРАВДЫ.Ру: https://english.pravda.ru/science/19/95/381/10217_.html
Источник:
Proua.com "> Proua.com
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.