В Каннах смеялись, свистели и уходили с показа — сегодня этот фильм изучают в киношколах

В 1960 году в Каннах фильм Антониони Приключение стал великим провалом — теперь он признан шедевром
2:46

Фильм Микеланджело Антониони в Каннах в 1960 году провалился перед международной аудиторией критиков и кинолюбителей, однако потом картину оценили по достоинству. 

Фильм Микеланджело Антониони "Приключение" ("L'Avventura") резко раскритиковали в Каннах более полувека назад. 

Освистывание, неуместный смех, зрители покидают зал раньше окончания показа — реакция публики была ледяной, если не откровенно враждебной. Многие обвиняли фильм в пустоте, претенциозности и непонятности. Однако именно этот фильм стал поворотным моментом в развитии кинематографического языка и сегодня считается одним из абсолютных вершин кино XX века.

Сюжет фильма кажется обещающим детектив: группа друзей из римской элиты отправляется на прогулку по Средиземному морю на яхте. Во время остановки на пустынном острове одна из участниц путешествия, Анна (Леа Массари), исчезает бесследно. История начинается как загадка, но вскоре становится ясно, что это совсем другое: нет решения, нет виновника, даже попытки объяснить события отсутствуют. Поиск сменяется равнодушием, напряжение растворяется в эмоциональной стагнации, отсутствие исчезнувшей героини символизирует внутреннюю пустоту оставшихся персонажей.

Антониони, начавший карьеру в рамках неореализма, с "Приключением" совершает полный разрыв с традициями этого направления. Его фильмы теперь рассказывают не классические истории, а состояния души, ощущения, отсутствия. Персонажи не являются героями, у них нет четких целей или мотиваций: они блуждают в пустых пространствах, физических и психологических, неспособные соединяться между собой или с окружающим миром. Пейзаж — скалы, руины, пустые города — не является фоном, а сам становится главным героем, отражая внутренние тревоги героев.

Многие зрители в свое время считали фильм невыносимым, считая его слишком медленным и бессмысленным. Сегодня очевидно, что "Приключение" оказалось слишком новаторским для своего времени. Режиссура Антониони, отказавшегося от традиционных повествовательных приемов, открыла новые горизонты авторского кино. Длинные статичные кадры, неожиданная монтажная работа, обработка времени и пространства были революционными. "Приключение" повлияло на таких режиссёров, как Тарковский, Бергмана Скорсезе и Вонг Кар-Вай, и способствовало переосмыслению самой идеи кинематографической истории.

Уточнения

Микела́нджело Антонио́ни (итал. Michelangelo Antonioni; 29 сентября 1912, Феррара — 30 июля 2007, Рим) — итальянский кинорежиссёр и сценарист, классик европейского авторского кино, которого называли «поэтом отчуждения и некоммуникабельности». 

Автор Елена Былкина
Елена Былкина — журналист, корреспондент новостной службы Правды.Ру
Редактор Елена Маргвелашвили
Елена Маргвелашвили — журналист, выпускающий редактор Правды.Ру
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру