Много кино о Гитлере

Похоже, что у человечества прошел шок, вызванный второй мировой войной, осталось слишком мало тех. кто помнит ужасы нацизма лично, чтобы их голоса смогли остановить волну интереса мирового кинематографа к Гитлеру.

Интерес к одному из самых кровавых и ненавистных миру диктаторов, с одной стороны объясняется просто — сейчас уже может быть предпринята попытка посмотреть на злодеяния с иной стороны, поиграть с интерпретацией фактов, добавить под соусом объективизма иную точку зрения на личность Гитлера, чем та, с которой после второй мировой согласился мир.

Как ни печально и странно, интерес к Гитлеру как объекту для художественного исследования темы и переосмысления его роли в истории, возник в России.

Сначала в Петербурге "простили" личного оператора Гитлера Лени Рифеншталь, вручив ей кинематографическую награду и создав прецедент рассмотрения художественных произведений о Гитлере с точки зрения "чистого искусства", а не общечеловеческих и нравственных. Потом Сокуров создал свой "Молох". И вот теперь проторенной дорожке идет Менно Мейджес. Он снял фильм, который еще до своего показа на кинофестивале в Торонто вызвал волну критики. Фильм посвящен молодости Гитлера. В США Лига защиты евреев проводит кампанию с целью запрета выпуска фильма на американские киноэкраны.

Резкие протесты еврейских организаций вызваны тем, что в картине Адольф Гитлер показан как духовно отравленный, но все же человек. По замечанию представителей Лиги, этот фильм "оскорбляет всех тех, кто пережил Холокост, и всех евреев в целом. Морального оправдания для производства такого фильма не существует".

"Макс" посвящен молодости Гитлера, когда он после первой мировой войны бедствовал в Мюнхене и пробовал себя в качестве художника. Автором сценария и режиссером картины стал Менно Мейджес, главную роль сыграл актер Джон Кьюзак, в качестве второго продюсера выступил экс-сотрудник Белого дома при Билле Клинтоне Сидней Блюменталь.

Кьюзак в фильме играет преуспевающего торговца картинами Макса Ротмана, ветерана войны и друга молодого Адольфа Гитлера. Макс с отвращением относится к политическим идеям Гитлера, но пытается вылечить его с помощью силы искусства.

Сидней Блюменталь в интервью отметил, что есть тенденция говорить о таких фигурах, как Гитлер и бин Ладен, как о чем-то, находящемся вне человеческого понимания, как о темной силе, которая внезапно ворвалась в мир. "Макс" показывает, что у зла есть оттенки. Оно не просто вдруг возникает, обладая кошмарными качествами в полной мере. Оно развивается день за днем, у него есть своя эволюция", — сказал продюсер.

"Макса" состоится в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе 27 декабря, а в широкий прокат картину выпустят в феврале будущего года.

Средства на картину были собраны с трудом, так как потенциальные инвесторы отказывались от сотрудничества, как только узнавали тему фильма. Джону Кьюcаку даже пришлось сниматься бесплатно, из чистой любви к искусству, так как денег на гонорар не было. К проекту сначала проявил интерес Стивен Спилберг, который позднее, однако, признался, что как председатель еврейского Фонда Шоа не может принять участие в его создании.

Голливуд не желает оставаться в стороне вместо того, чтобы внести свою лепту, сыграв на интересе к нацизму. Недавнее решение киноимперии снять серию короткометражных фильмов про молодого Гитлера на основе всемирно известной биографии диктатора, написанной Яном Кершоу, вызвало мощный резонанс в околокинематографических кругах.

"Голливуд разыгрывает карту нацизма", — заметил на это известный телекритик Эрик Минк. Кроме работы над сериалом про молодого Гитлера, ведется работа еще над двумя кинопортретами молодого фюрера. По некоторым сведениям, на главную роль в одном из них пригласили Эвана Макгрегора.

Касаясь негативной реакции общественности на подобную коммерциализацию истории, еженедельник National Post отметил: "Утверждать, будто попытка киноосмысления старого злодейства поможет лучше понять злодейство новое — это явная натяжка. Между геноцидом и терроризмом огромная разница. Но вряд ли кто-то возьмется отрицать тот факт, что успех Голливуда всегда покоился на двух столпах — злодействе и сексе...".

Также ищет деньги на картину о молодости Гитлера "Создатель основного инстинкта" Пол Верховен.

Эту идею ему подсказал Бобби Шрайвер, родственник Арнольда Шварценеггера. Создателя "Основного инстинкта" заинтересовала юность Гитлера, годы, когда тот только начинал свою политическую карьеру. Он надеется, что проект получит поддержку в Европе. Пол Верховен хотел бы показать, что харизма — не всегда добро. 50 миллионов жителей Германии попали под влияние харизматической личности Адольфа Гитлера, и это имело самые печальные последствия для человечества. В интервью журналу Hot Dog режиссер сказал, что он и Бобби Шрайвер надеются, что фильм станет своеобразной метафорой, и даст зрителям возможность через призму времени взглянуть по-иному на действия современных политиков. Пол Верховен еще некоторое время назад не был уверен, что у него будет возможность реализовать этот проект. Но он надеется найти источники финансирования.

Остается только надеяться, что надежды Верховена не осуществятся. И что кинематографисты с именем и без имени, но надеющиеся сделать таковое, играя с воплощением мирового зла, поймут это тогда, когда еще не будет поздно.

Елена Киселева
"ПРАВДА.Ру"

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить