Перед тем как выпадет первый снег, а деревья потеряют последние листья, хочется чуточку почудить напоследок, а уж только потом войти в зимнюю спячку, когда перебежки по холоду в теплые и не очень помещения мучительны и долгие месяцы хочется солнца.
Эмир Кустурица, культовый режиссер культовых фильмов — отвечает такому осеннему куражу. Особенно его "Подполье Андеграунд", снятое в 1985году.
Причудливая фантасмагория знаменитого режиссера, где воедино слились сказка и жестокая быль, любовь и ненависть, безудержный смех и невыносимое горе... Герой фильма Марко еще во время Второй мировой войны прячет под землю своих соотечественников. Проходят годы, а люди все думают, что идет война... Люди всегда думают, что идет война и не так уж не правы.
Излом и динамика, причудливая композиция кадра создают настроение фильма сродни мелодиям Эмира Кустурицы, заставляют поймать темп и выйти, хотя бы ненадолго из подземелья, несмотря на то, что война. Плюс саунд-трек культовой венгерской группы "KORAI OROM" добавляет остроты восприятия и наслаждения фильмом.
Кустурицу после получения главного приза на Каннском фестивале в прессе стали обвинять в том, что "Андерграунд" якобы финансировался из Югославии Милошевичем. Но так как было быстро доказано, что фильм сделан на французские деньги (финансировал фильм филиал французской корпорации "Буиг" компания СВ-2000.), это осталось на совести отдельных журналистов, сводивших личные счеты с Кустурицей. Да и какая разница на чьи деньги сделано настоящее кино, которое стоит смотреть?
Но в осень все же входить придется и буйство листьев сменится унылой и крючковатой вязью голых ветвей, сквозь которую видно низкое серое небо. В зиму надо входить с сердцем спокойным и сильным, чтобы ее пережить. И чтобы остались силы порадоваться на весну, если она все же наступит.
Вязкое золото фантазии Дэвида Линча — лучшее, во что можно окунуться перед тем, как прыгнуть в сугроб серой московской зимы.
Где-то, может быть, даже в этом времени и в этой стране будут "голубые небеса", под которыми "великолепными коврами блестя на солнце снег лежит", но нам на это рассчитывать нечего.
Будет слякоть и потрясающая разница температур между улицей и московским метро, по которому бредут унылые толпы взмокших людей с потухшими взглядами и почти без надежд.
Зрелище потрясающее и угнетающее — тысячи фигурок бредут хаотично, и каждая несет в себе холод, свои собственные страхи, желания, которые никогда не исполнятся и маленькие личные ненависти.
Лучше уж окунуться в Линча, реальность исказится и каждый сможет нянчить свое полено, забывши о том, что таких как он — миллионы и ни у кого ничего не сбылось.
"Случай в Твин Пикс", год 1989. Солнечная палитра Линча, конечно, напоминает желтый туман, но страх у него не страшен, а по-детски интересен, захватывающ и обволакивающ. Страх — как стиль жизни, когда каждый шаг становится шагом русской рулетки. Линчевский оптимизм — светлый ужас — сочетание несочетаемого — вот что делает его отличным от остальных режиссеров ужастиков, которые только и умею пугать, а не обнадеживать страхом. Лора Палмер, сестра подсознания каждого, брат его, подсознания то есть, агент Купер — подскажут парадоксально, как не свихнуться долгой зимой, хотя для того, чтобы это получилось, надо свихнуться нарочно и загодя.
А ребятишкам можно заказать ностальгическую "Гостью из будущего" Павла Арсеньева, пусть поприкалываются милой и навной историей про чудо-девочку, придуманную кумиром нашего детства Киром Булычевым. Если не заказать — они же этого никогда не увидят...
Елена Киселева
"ПРАВДА.Ру"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.