Три рождения театра Колон

Кажется, что темпераментные южноамериканцы просто созданы для театра. В значительной мере это касается Аргентины: на родине знаменитого танго даже танцы представляют собой мини-спектакли, в которых кипят нешуточные страсти. Неудивительно, что именно в столице Аргентины, Буэнос-Айресе, находится театр, который считается главным в Южной Америке — Театр Колон, или "Театр Колумба". Здание этого культурного заведения и сегодня поражает искушенных туристов своим величием и роскошью. На его сцене ставились самые известные балеты и оперы, здесь выступали величайшие солисты и дирижеры. А еще Театр Колон знаменит своими тремя "рождениями", последнее из которых состоялось в минувшем, 2010 году.

Идея создания в Аргентине собственного оперного театра появилась в середине XIX века, сразу после драматических событий 1852-53 годов: тогда был свергнут диктаторский режим, и страна стала президентской республикой. Вскоре выяснилось, что в одном только Буэнос-Айресе в 1854 году на различных сценах были осуществлены 53 оперные постановки! При этом все они прошли либо на закрытых сценах гасиенд местной знати, либо на импровизированных подмостках, устроенных любителями искусства.

Самый первый аргентинский оперный театр был заложен в 1856 году, а открыт всего через год, 27 апреля 1857 года, постановкой оперы Джузеппе Верди "Травиата". Ее европейская премьера состоялась всего лишь четырьмя годами ранее — в 1853. Проект здания театра был создан аргентинским инженером Карлосом Пелегрини (между прочим, отцом будущего президента страны). Однако театр, вмещавший почти две с половиной тысячи зрителей, просуществовал лишь 30 лет.

К 80-м годам XIX века стало ясно, что аргентинской опере требуется более удобное и современное помещение. Чтобы выручить денег на строительство нового театра, старое здание оперы было продано Национальному банку Аргентины, и до наших дней эта постройка не дожила.

Читайте также: Стены "Ла Скала" помнят корриду

Нынешнее здание Театра Колон было заложено в 1889 году. Авторами его проекта стали известные архитекторы Витторио Меано и Франческо Тамбурини. Новое здание оперы должно было стать символом нового Буэнос-Айреса — города, который в 1880 году был объявлен столицей Аргентины и после этого начал очень быстро расти и развиваться. Но при всей важности проекта, строительство шло очень медленно.

Фото: AP

Возведение театра Колон сопровождалось постоянными бюрократическими задержками; вскоре после начала работ умерли оба архитектора, а потом скончался и бизнесмен Анджело Феррари, который оказывал строительству значительную финансовую поддержку. В итоге здание главного аргентинского театра было завершено лишь в 1908 году благодаря усилиям архитектора Хулио Дормаля, который несколько изменил его устройство и заново спроектировал внутреннюю отделку оперы.

Часто говорят, что архитектурный облик театра Колон является наследием культурной экспансии, своеобразным подарком Старого Света — Новому. Здесь гармонично сочетаются итальянский ренессанс с элементами французской архитектуры, однако внешний облик театра отходит на второй план, лишь стоит войти внутрь.

Интерьеры театра Колон богато украшены: есть здесь и классические колонны, и мраморные лестницы, а своды здания отделаны сусальным золотом. Одно из помещений так и называется: "Золотой салон" (Salon de Оrо), здесь все буквально утопает в радужных переливах хрустальных люстр и сиянии роскошной золотой отделки. В фойе нового театра были установлены бюсты выдающихся композиторов: Бетховена, Беллини, Бизе, Вагнера, Верди, Гуно, Моцарта и Россини.

Зал оперы также потрясает воображение. В его убранстве доминируют позолота и пурпурный бархат, а под куполом, расписанным аргентинским художникомРаулемСольди,находится грандиозная хрустальная люстра. Несмотря на то, что зал рассчитан на 2500 сидячих и 1000 стоячих мест, в партере располагаются лишь 632 кресла. В таком расположении есть свой смысл: дамы в пышных вечерних нарядах могут спокойно пройти между рядами, не вынуждая вставать уже сидящих зрителей. Ложи и балконы в театре Колон расположены семью ярусами, а самый верхний носит символическое название "Рай" (El Paraiso).

Читайте также: Опера в Сиднее — готика космической эры

Открытие нового здания оперы состоялось 25 мая 1908 года, в национальный праздник Аргентины — День Родины, а первой постановкой стала опера Верди "Аида". Южная Америка, наконец, обрела свой великолепный оперный театр. В год открытия в нем выступила и выдающаяся итальянская труппа, в которую входили Руффо, Шаляпин и другие. Помнят стены Колона и легендарного Карузо — знаменитый итальянец очень любил акустику аргентинской оперы, да и специалисты считают ее уникальной. Гостями театра не раз становились и артисты труппы Сергея Дягилева.

В театре Колон в 1922 году были созданы собственные хоральная и балетная школы, а в 1937-ом появилась оперная школа. Здесь давались уроки пения, танца и сценического искусства, причем в качестве преподавателей выступали выдающиеся артисты. Так продолжалось до 1958 года, когда в стенах оперы начала действовать единая — Высшая школа Театра Колон, а ныне многие артисты, получившие образование в этой школе, входят в труппу театра.

Фото: AP

Репертуар театра Колон составляет мировая классика. В разные годы за дирижерским пультом оркестра здесь стояли Герберт фон Караян, Артуро Тосканини, Марек Яновский, Эрих Клейбер и многие другие. Ежегодно в театре дается порядка 200 спектаклей. Значительную часть постановок здесь всегда занимали русские произведения. В аргентинской опере ставились "Борис Годунов" (1909), "Евгений Онегин" (1911), "Пиковая дама" (1924), "Хованщина" (1929), "Садко" (1930) и другие. Эти постановки время от времени демонстрируются здесь и в наши дни.

Недавно театр Колон испытал свое "третье рождение" — он открылся после проведенной реконструкции. В октябре 2006 года в здании начался масштабный ремонт. По планам, открытие должно было состояться 25 мая 2008 года, в столетний юбилей театра, но этого сделать не удалось. В результате, новое открытие театра было приурочено к другой значительной для Аргентины дате: 200-летию государственности — весной 2010 года. 25 мая этого года в стенах обновленного театра Колон состоялся праздничный концерт, на котором присутствовали высокие гости. Труппа театра исполнила фрагменты из оперы Пуччини "Богема", симфонической поэмы "Зупай" Паскуаля де Рогатиса и балета "Лебединое озеро" Петра Ильича Чайковского.

Реконструкция главной оперы Южной Америки обошлась почти в 100 миллионов долларов, но эти деньги были израсходованы не зря. Помимо реставрации дорогого убранства, в театре были перестроены собственные мастерские, где создаются декорации и сценические макеты, костюмы и парики, бутафория и прочий реквизит. Сейчас под сценой в три этажа расположены репетиционные залы, цеха и склад имущества, где хранится более 16 тысяч костюмов и 30 тысяч пар обуви. Сценическое пространство теперь устроено так, что оркестр и балетный ансамбль могут репетировать одновременно: они не мешают друг другу благодаря звуконепроницаемому металлическому занавесу.

И конечно, по единому мнению экспертов, театр Колон сохранил свое главное достоинство — неповторимую акустику, которая благополучно пережила все три рождения великолепного латиноамериканского театра, который уже более века радует публику в стране горячего танго.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Максим Кондратьев
Максим Кондратьев — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить