Интервью с кастинг-директором Инной Штеренгарц

Кастинг-директор: ау, мы ищем брильянты!

Инна Израилевна Штеренгарц является одним из самых опытных кастинг-директоров в России. Стаж ее работы насчитывает уже три десятилетия. Она много лет работает с режиссером Владимиром Хотиненко и подбирает актеров на роли в его фильмах. Секретами покорения актерского Олимпа Инна Израилевна согласилась поделиться с корреспондентом "Правды.Ру".

— Инна Израилевна, как вы пришли в профессию?

— Кастинг-директором я стала случайно. Моя специальность по диплому — театровед. Я окончила Ленинградский театральный институт театра, музыки и кино и несколько лет работала заведующей литературной частью в театре, а затем на Свердловской киностудии — редактором документального кино. Но у меня не складывались отношения с главным редактором. И я решила поменять работу — уволиться со студии.

Читайте также: Леонид Гайдай, человек и кинотеатр

Случилось так, что известный режиссер на среднем Урале Ярополк Лапшин остался без ассистента по актерам. А моя сердобольная подруга, режиссер научно-популярного кино, шепнула Лапшину: "Вот есть такая-то, она окончила театроведческий и прекрасно знает актеров". Я, конечно, их знала, но в историческом аспекте по преимуществу. Я пыталась отказаться, но подруга спросила меня: "Ты вот сейчас в какие города в командировку ездишь? В Ижевск, Челябинск, Курган, Тюмень — это корпункты на Урале, где я помогала снимать операторам документальные сюжеты для журнала "Советский Урал". А если будешь ассистентом по актерам, то объездишь весь Советский Союз! А может, и за границей побываешь". Я на свою беду согласилась. И застряла в этой профессии на всю оставшуюся жизнь.

— С какими трудностями вы столкнулись на этом пути?

— Самое сложное — это контакт с режиссером. Надо, чтобы мы понимали друг друга и он не говорил: "Иди туда — не знаю куда, найди то — не знаю что". Режиссер должен иметь свою концепцию фильма и представлять своих героев. А если этого нет, то тогда работа становится бессмысленной. Поэтому я стараюсь работать с одним режиссером, с которым мы говорим на одном языке,- с Владимиром Ивановичем Хотиненко. И это взаимопонимание началось с первого дня нашей совместной работы над фильмом "В стреляющей глуши". Мы провели замечательный подбор, и все потому, что он досконально продумал стилистику фильма и знал характеры героев, но, с другой стороны, был очень гибким, мобильным и мог вносить изменения. Вот один яркий пример. Объясняя, какая актриса нужна на главную роль, он показал мне картину Петрова-Водкина "Петроградская Мадонна". И у меня были на примете актрисы такого плана. Но мне очень хотелось показать ему актрису МДТ Наташу Акимову, которая ярко заявила о себе в спектакле Л. Додина "Братья и сестры". Внутренне, как мне казалось, она соответствовала образу, но внешние данные несколько не совпадали с портретом. И я подумала: все будет хорошо, если я правильно преподнесу ее кандидатуру.

Владимир Иванович сначала всегда просит фотографию. Надо было выбрать нужный, беспроигрышный снимок. Такой был. Не очень-то соответствовал реальному облику актрисы, но был очень близок по настроению к "Петроградской Мадонне". Владимир Иванович после просмотра фотографии согласился встретиться с актрисой, но я понимала, что их беседа в стенах кабинета ничего не даст. Я проиграю. Надо уговорить Хотиненко пойти на спектакль, после чего он не сможет не оценить ее яркий драматический талант, и я уверена — выберет ее. Пробы потом, конечно, будут, но снимать он будет ее — Наташу Акимову — Лизку из "Братьев и Сестер".

— Как стать хорошим кастинг-директором? Что для этого нужно?

— Кастинг-директор должен любить актера, смотреть много спектаклей, интересоваться выпускниками театральных вузов, уметь вести диалог с режиссером и внимательно читать сценарий.

— В каких проектах вы работали? Каким был самым сложным?

- Всех проектов и не упомнишь, за 30 лет очень много было. Но самый сложный я думаю, это "Гибель империи". Там было задействовано 500 действующих лиц. Правда, было много помощников. В каждом городе, в котором мы снимали, у нас были представители, которые хорошо знали актерский контингент города. Мы снимали во многих городах. Это был долгий, сложный, масштабный, но очень интересный проект.

Читайте также: Карен Шахназаров: помочь значит не мешать

— Что вы можете посоветовать актерам? Как сделать так, чтобы кастинг прошел удачно?

— Самое главное — это свобода. Актер должен приходить на кастинги открытым и не зажатым. И только тогда он сможет полностью проявить себя. Хотя точных ответовнет.Еслиактерталантлив,ионподходит на роль, то его берут. Но бывают и исключения.

Я расскажу вам, как Лиза Арзамасова была утверждена на роль Евы в фильме "Поп". Нашей героине было 16 лет. На кастинг приглашались молодые актрисы, недавние выпускницы и студентки театральных вузов. На кастинге я всегда внимательно прислушиваюсь ко всем советам, даже если поначалу они и кажутся невозможными для претворения в жизнь. Молодую актрису Лизу Арзамасову тогда многие знали по сериалу "Папины дочки". Ей не было еще и 13-ти. Кроме того наша героиня — еврейка. И, казалось, она совершенно не походила нам ни по характеру, ни по возрастным данным. Но мне так упоенно расхваливала ее как очень эмоциональную, непосредственную и абсолютно своеобразную индивидуальность одна очень уважаемая и опытная кастинг-директор, что я поверила ей. И, к счастью, я не смотрела "Папиных дочек".

Я вызвала девочку на кастинг, и выяснилось после общения с ней, что она не по годам серьезная и мудрая и что ей доступны взрослые чувства: она так проникновенно и естественно, с большим драматизмом прочитала стихи Игоря Северянина о разбитой любви, что сомнений не оставалось: она — настоящая драматическая актриса. Я показала отснятый на кастинге диск с претендентками на роль Евы, а потом сказала: — "А теперь — сюрприз!" — и включила диск с кастингом Лизы… Хотя на пробы были допущены пять претенденток, Владимир Иванович уже на просмотре дисков кастинга понял, что будет снимать Лизу! Она и снималась. А роль адаптировали под нее.

— Подскажите, чтобы актер получил роль, как должно быть оформлено резюме?

— Резюме, фотографии — этого недостаточно. По бумажкам трудно судить об актере. Пусть приглашают на спектакли, курсовые и дипломные работы, на премьеры фильмов с их участием. Мне очень многое дают походы в театр, на экзамены в театральные ВУЗы и просмотры фильмов.

— Но какие фотографии лучше сделать, что наиболее выигрышное, и чего не любят кастинг-директора?

— Нужно понять, что портфолио драматического актера — это не фотографии для модельного агентства. Чтобы получились удачные снимки, надо вступить в контакт с фотографом. Хорошо, когда это твой друг или знакомый. Фотосессия — это, прежде всего, наблюдение фотографа за актером, где модель сможет проявить себя в разных ситуациях, реагируя на них непосредственно, забыв о фотографе, и предстать перед ним таким, какой он есть. Фотографии в ролях не нужны, и снимки должны обновляться как можно чаще, чтобы не вводить в заблуждение кастинг-директоров.

Читайте также: Михаил Барышников: "Танцевать лучше себя"

Иногда смотришь фото и думаешь, что актер подходит, вызываем на пробы, а там совершенно другой человек и по возрасту, и по психодинамике. И сам время потерял, и артиста обнадежил. И еще, кастинг это такое дело — актер должен быть готов к тому, что на пробах он всю душу вывернет, а режиссеру не приглянется. Потом, конечно, многие переживают, но это профессия — жестокая профессия и надо иногда быть готовым к разочарованию.

— Какие самые большие проблемы у российского кино?

— Их очень много! Я скажу о той, которая непосредственно имеет отношение ко мне профессионально. Очень много актеров… Ходят они по коридорам "Мосфильма" с протянутой рукой, ищут работу. Мало, очень мало неповторимых индивидуальностей, а еще меньше крупных личностей. Недостаточно мужественных мужчин, а с другой стороны — и аристократов нет. Недавно моя подруга, кастинг-директор, искала актерский типаж аристократа 25 лет, перевернув весь актерский "рынок", еле-еле нашла одного. Конкурентов у него не было. Очень много просто безликих, похожих. Что поделать? Профессия манит, а данных нет.

— А какие сегодня самые интересные, на ваш взгляд, актеры?

— Очень скрупулезно, детально проделывая все малейшие движения души героя, создает экранный образ Евгений Миронов. Я была свидетелем этого на "Мусульманине", а спустя 15 лет — на "Достоевском". Очень интересный актер со своеобразными внешними и внутренними данными — Дмитрий Лысенков. Я проводила с ним несколько актерских проб, поработать нам пока не удалось. Но я уверена в нем: много лет наблюдала за его актерской карьерой, начиная со студенческих лет. Из актрис — очарована Чулпан Хаматовой: она прекрасна. И очень люблю Нину Усатову. Но чтобы откопать такие "брильянты", нужно "переворошить" не одну кучу. Извините меня за такое сравнение…

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Анжела Якубовская
Анжела Якубовская — журналист, сценарист, корреспондент, автор Правды.Ру *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *