Рецензия на фильм и мысли о вкусах отечественного кинозрителя

"Географ пропил глобус", а российский зритель - умное кино

Уже довольно давно отечественные зрители практически не смотрят серьезное и актуальное кино, а на развлекательные "сказки" ходят с удовольствием. Неужели мы совершенно разучились воспринимать фильмы, рассказывающие о нашей жизни? Кинокритик Давид Шнейдеров во время прямого эфира "Правды.Ру" рассказал, почему так случилось и что с этим делать.

Честно говоря, когда я смотрел замечательный фильм Александра Велединского "Географ глобус пропил", который сейчас идет на экранах российских кинотеатров, то, хоть и понимал, что любое кино в какой-то мере является вымыслом, все равно воспринимал его как чистую правду. Дело в том, что история молодого биолога (роль которого блестяще исполнил Константин Хабенский), который не смог реализоваться в своей профессии и пошел работать в школу, в какой-то мере была и историей моей — в конце 90-х я, устав от полного безденежья, которое тогда было совершенно нормальным атрибутом жизни научных работников, ушел из НИИ и поступил преподавателем биологии в одну из московских школ.

Правда, в отличие от Виктора Служкина, некий опыт общения со школьниками у меня к тому времени уже имелся, да и алкоголем я так, как он, не злоупотреблял. Но некоторые из моих коллег по школе, увы, уже тогда мало чем отличались в этом плане от героя Хабенского. Да и вся эта любовно-интимная неразбериха, сопровождающая жизнь главного персонажа "Географа", была совершенно типичной для тогдашнего существования школьных коллективов — в том числе и романы учителей с выпускницами (некоторые из которых, на удивление, переросли в гармоничные и прочные браки). Одним словом, под каждым эпизодом из этого фильма я был готов подписаться в том, что все это — чистая правда.

Читайте также: Игра в правду может обернуться катастрофой

Кроме того, следует заметить, что фильм снят весьма и весьма хорошо — работа режиссера, оператора и остальных членов съемочной группы вызывает искреннее восхищение. Также радует и замечательная актерская игра — не только таких профессионалов, как Константин Хабенский, Агриппина Стеклова и Елена Лядова, но так же и молодых "звездочек" российского кино вроде Анфисы Черных (она исполнила роль Маши Большаковой, ученицы, которая влюбилась в непутевого "географа"). Хотя, собственно говоря, ожидать от картины, которая стала победителем фестиваля "Кинотавр" 2013 года чего-то другого было бы странно — ведь на этом фестивале оценивают не только содержательную, но и "качественную" сторону любого конкурсанта, и критерии оценки достаточно жесткие.

И вот, после того, как автор этих строк получил истинное удовольствие от просмотра фильма (ну, а когда еще представится шанс на два часа погрузиться в свое прошлое, которое с таким искрометным юмором было представлено на экране), он с удивлением узнал, что, оказывается, этот фильм собрал приличную кассу только… в Москве и Санкт-Петербурге! А в остальных регионах прокат с треском провалился — люди не шли смотреть эту замечательную, актуальную и качественно сделанную картину. Но почему? Неужели в России хорошее, умное и реалистичное кино уже навсегда потеряло зрителя, и все попытки показать с экрана нашу жизнь такой, какая она есть, заранее обречены на провал? Или же сыграло свою роль то, что в фильме много сцен с употреблением алкоголя, на которые многие из нас сегодня начинают смотреть весьма негативно?

На этот и на другие не менее интересные вопросы дал исчерпывающий ответ во время прямого эфира "Правды.Ру" кинокритик и ведущий программы "Синемания" Давид Шнейдеров. Причем его версия оказалась, увы, куда более пессимистичной, чем мои предположения. Во время программы "Географу не дадут пропить глобус?" он отметил, что: "современный российский зритель в массе своей не любит никакого другого кино, кроме так называемых "сказок". Заметьте, что параллельно с "Географом" в прокат вышла картина режиссера Крыжовникова "Горько!". Кстати, и в том, и в другом фильме алкогольная тема, которой в российском кинематографе традиционно уделяется много внимания, присутствовала. Однако на "Горько!" пошли все, а на "Географа" — почти никто.

Но почему же такое произошло? Потому, что с героями "Горько!" люди себя ассоциировали, а с героями географа — нет? На самом деле, вопрос ставится немножко не так — с героями "Географа" просто никто не хотел себя ассоциировать, хотя это совершенно правдивая и реалистичная лента. И не хотели именно потому, что жизнь в ней показана такой, какая она есть на самом деле. Чтобы не быть голословным, приведу пример — представьте себе человека, живущего в городе Пермь (именно там и происходит действие "Географа" — ред.), который каждый день видит эти обшарпанные девятиэтажки, и каждый день понимает, что уровень его зарплаты не сравним с аналогичной в Москве. Более того, он сам давно уже рвется в Москву — хотя в той же Америке, например, провинциалы вовсе не хотят массово жить в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и других крупных городах, потому что уровень жизни мало отличается.

И вот, скажите, пожалуйста, зачем же этому жителю города Пермь смотреть "Географа"? Он все это и так каждый день видит, для него там нет ничего нового. И это даже несмотря на то, что в фильме показан выход из сложившейся ситуации — все равно не хотят россияне его смотреть. А все потому, что мы отвыкли смотреться в зеркало: многие считают, что на самом деле они не такие слабые и безвольные, как герой Хабенского, и пьют совсем не так и не от этого, и вообще, если им завтра дадут хорошую машину, работу, зарплату и квартиру, то они и пить перестанут и станут белыми и пушистыми. Безвыходность настолько пугает жителей провинции, что они боятся взглянуть на самих себя. И, соответственно, не ходят на те фильмы, которые показывают их такими, какие они есть.

А вот с кем провинциальный житель хочет себя ассоциировать — так это с героями "сказки", ведь у таких героев все хорошо по определению. Они и сильные, и умелые, и всегда выход из ситуации находят. Вот поэтому-то в регионах "на ура" идут такие фильмы, как "Сталинград" и "Горько!", которые — совершенные "сказки", и проваливаются реалистичные "Майор" и "Географ глобус пропил". Да дело не только в отечественных картинах — например, "Голодные игры" нигде не собрали кассу, кроме США и… России. Нам все равно, какой фильм, наш или не наш, главное, чтобы это была "сказка".

При таком положении дел совершенно теряет всякий смысл вернуть кинематографу "воспитательные функции", мысль о которых время от времени высказывают отечественные политические и культурные деятели. На такие фильмы просто никто не пойдет — а значит, все "воспитание" будет впустую. Это же делает, увы, и совершенно бессмысленным проведение в нашей стране кинофестивалей — призеры этих мероприятий не получают возможности нормального проката, как это происходит на Западе.

Читайте также: "Я и семья" вернет зрителям хорошее кино

Впрочем, с прокатом у нас вообще беда — мало кто сейчас берется вкладывать деньги в организацию этого процесса, в России в основном зарабатывают на производстве фильма. Возьмем того же "Географа" — много ли вы видели рекламных щитов этого фильма, хотя бы в Москве? А трейлер его по телевизору часто наблюдали? Рекламы "Географа" практически не было — поэтому-то выход этого замечательного фильма мало, кто заметил. И это при том, что сейчас является нормой то, что бюджет рекламы фильма может даже превышать таковой самой картины — так, например, было с "Аватаром" Кэмерона .

Если коротко, сочетание всех этих факторов, то есть предпочтения отечественных зрителей и плохо организованный прокат и реклама, как раз и привели к тому, что замечательный фильм потерпел неудачу в российском прокате. Однако подобное взаимосвязано — в прокат того, что люди внутренне не хотят смотреть, и вкладываться-то бессмысленно. Увы, сейчас можно с уверенностью сказать, что массовый российский зритель совершенно разучился воспринимать серьезное кино. Ну, а сможет ли он научиться это делать заново — не знаю. По крайней мере, для этого-то кинокритики, рецензенты, да и мы с вами в этой студии прикладываем массу усилий".

Читайте также: Нужен ли России такой "Сталинград"?

Что же, похоже так оно и есть — боязнь посмотреть на себя в зеркало привела к тому, что российские зрители в массе своей разучились воспринимать серьезное и актуальное кино, рассказывающее им о том, какова их жизнь на самом деле. И вслед за Давидом Шнейдеровым автор этих строк задает тот же вопрос: сможем ли мы когда-нибудь преодолеть этот страх? Потому что если не сможем, то всю уникальную отечественную культуру можно будет считать "похороненной", поскольку основное назначение любой культуры — правдиво отражать все то, что происходит в обществе, как хорошее, так и плохое…

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Антон Евсеев
Антон Евсеев — зоолог, корреспондент, позже редактор отдела науки Правды.Р *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *