Фильм "Командир счастливой "Щуки"

Фильм-памятник советским подводникам

"Командир счастливой "Щуки", художественный фильм 1972 года, рассказывает о боевых действиях на Северном флоте во время ВОВ. Тогда, в 1942 году, фашисты еще были в силе, они нацелились на Мурманск, без которого СССР трудно было бы получать помощь союзников. И вот в то трудное время экипаж подводной лодки "Щ-721" во главе с капитаном бьет врага.

"Командир счастливой "Щуки", художественный фильм 1972 года, рассказывает о боевых действиях на Северном флоте во время ВОВ. Тогда, в 1942 году, фашисты еще были в силе, они нацелились на Мурманск, без которого трудно было бы получать помощь союзников. И вот в то трудное время экипаж подводной лодки "Щ-721" во главе с капитаном бьет врага. В главной роли снялся великолепный Петр Вельяминов. Подлодку называли счастливой, потому что она возвращалась из самых сложных походов.

Но на самом деле, причина не только в везении. Капитан разработал свою тактику торпедной атаки — без перископа, приближаясь к неприятелю почти вплотную. Противник предпринял настоящую охоту на смельчака. Петр Вельяминов сыграл в этом фильме свою вторую роль в кино. Первой была роль Захара Большакова, в телефильме, снятом режиссерами Владимиром Краснопольским и Валерием Усковым по роману Анатолия Иванова "Тени исчезают в полдень". Та роль принесла Петру Сергеевичу всесоюзную популярность, а эта подтвердила его звездный статус.

Так уж получилось, что он начал сниматься в кино с главных ролей. Лет двадцать спустя, когда наступила эпоха "гласности", много заговорили о том, какая же это ирония судьбы, не просто дворянину, а потомку столбовых бояр — играть коммуниста! Автор этих строк периодически проезжает мимо подмосковной деревни Вельяминово и вспоминает этого прекрасного актера. Потом был другой телефильм, "Вечный зов", опять по роману Иванова.

Кроме того, Петр Сергеевич сыграл много военных, офицеров, генералов и просто образцовых руководителей, например, отважного капитана в "Пиратах ХХ века". Его кинокарьера продолжалась 35 лет, а актерская — целых 55 лет. Комиссара "счастливой щуки", Виктора Шеркниса, сыграл Донатас Банионис. К тому 1972 году он более 20 лет работал актером, уже снялся в легендарном фильме о советском разведчике "Мертвый сезон". Он вполне мог бы претендовать на главную роль.

Мог бы сыграть главную роль и питерский актер, статный красавец Михаил Волков, но он стал другим капитаном Валерием Рудаковым, другом и соперником Строгова. Как и Банионис, Волков — вжился в амплуа отважных разведчиков, сыграл главную роль в советской франшизе про немецкий центр шпионажа "Сатурн", где сыграл роль Крылова-Крамера. Но вот кто никак не мог тогда претендовать на роль капитана, так это Константин Райкин, он исполнил роль симпатичного кока Булкина, впервые появившись на киноэкране.

Читайте также: Балтфлот он спас, за это и был расстрелян

Петр Вельяминов вскоре после выхода фильма на всесоюзный экран переехал в Москву и поступил в труппу театра "Современник", где сыграл в первом режиссерском спектакле Галины Волчек. А собрал великолепную команду капитанов ее отец, режиссер Борис Волчек, лауреат трех Сталинских и Государственной премии в области кинематографии. Но прежде он работал оператором, а на седьмом десятке — переквалифицировался в режиссеры, причем, довольно успешно.

Два его первых фильма в новой ипостаси приключенческие: "Сотрудник ЧК" и "Обвиняется в убийстве". Снимая "Щуку" Волчеку пришлось взаимодействовать с командованием флота, у которого наверняка были свои пожелания, не всегда совместимые с требованиями искусства. Так что, за исключением некоторых несущественных деталей, в фильме все должно быть правильно и точно. Но правда жизни порой вступает в конфликт с правдой искусства, сейчас, спустя сорок лет с момента съемок, это становится более понятным. Сценарий вышел из-под пера специалиста, инженер-капитана I ранга Александра Молдавского.

После этого фильма он написал сценарии еще к пяти лентам о военных моряках, но о них мало кто сейчас вспоминает. Хотя, например, его триллер "Аллегро с огнем" — вполне можно отнести в разряд авторского кино. "Командир счастливой "Щуки" — самая запомнившаяся его работа. Соавтором выступил, в те времена начинающий сценарист, а ныне признанный мастер, Владимир Валуцкий, который до сих пор продолжает успешно работать в кино…

В очередной раз, вслепую потопив вражеский корабль, "Щука" остается одна против двух вражеских крейсеров. А ведь морякам пришлось взять на борт экипаж другой, поврежденной лодки. Наши оказались в тяжелой ситуации. Корабль на грунте, кислород кончается. И тут у одного из матросов сдали нервы, он решет всплыть. На немецком эсминце увидели показавшуюся на поверхности подводную лодку. Командир поднялся на мостик и отдав последний приказ: "Срочное погружение", передал командование Рудакову. Он спас корабль и экипаж ценой собственной жизни.

Читайте также: Тайна АПЛ "Трешер" лежит на дне океана

Фильм открыл не только для отечественного, но и для мирового кино романтику службы моряков-подводников. Это первая в нашей стране картина о представителях этой профессии, если не считать научно-фантастической "Тайны двух океанов" 1956 года по роману Григория Адамова. Раньше военную подводную лодку показывали в кино как что-то страшное и чужеродное. Основания для этого были: весь флот Третьего Рейха, и, в частности, фашистские подводные лодки, были отлаженным и страшным орудием убийства, противостоять которому, а затем побеждать было нелегко.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура" 

Автор Юрий Енцов
Юрий Енцов — журналист, внештатный автор Правды.Ру *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *