"Кукарача" - первый российский мультфильм на основе технологии motion capture

"Кукарача" - российская действительность для детей

На российских киноэкранах уже больше недели крутится мультфильм, выхода которого ожидали с начала 2010 года. "Кукарача" — первый отечественный 3D-проект, созданный на основе технологии motion capture ("захват движения"). Каким вышел "первый блин": получилось ли у создателей мультфильма построить совершенный виртуальный мир и какова содержательная часть мультфильма?

В российских кинотеатрах уже больше недели демонстрируется российский мультфильм, выхода которого на экраны ждали с начала прошлого года. Речь идет о первом отечественном 3D-проекте, для создания которого использовалась технология motion capture ("захват движения"). И хотя этот способ анимации персонажей и объектов уже взяли на вооружение представители российского игрового кино (в частности, он использовался в разрекламированной "Мантикоре"), однако для производства полнометражного мультфильма он еще не применялся.

Читайте также: "Мантикора" — сплошное 3D-недоразумение

Напомню, что существуют два основных вида систем motion capture. Чаще всего используется так называемая маркерная технология. Она заключается в том, что на актера-человека, который как бы "играет" персонажа мультфильма, надевается костюм с датчиками. Он производит движения своего персонажа, встает в условленные позы и так далее. Данные с датчиков фиксируются камерами и поступают в компьютер, где сводятся в единую трехмерную модель, точно воспроизводящую движения актера, на основе которой позже создается анимация этого персонажа.

Другая, более редкая технология основана на так называемом компьютерном зрении. В этом случае не требуется специального оборудования, специального освещения и пространства, поскольку съемка движений актера производится с помощью обычной камеры (или веб-камеры), подключенной к компьютеру. Специальная программа-посредник распознает движения и сообщает информацию другим программам, занимающимся их оцифровкой. Считается, что этот способ позволяет создавать более реалистичные образы, однако он достаточно дорогой, поскольку требует компьютеров с мощным процессором и гигантским объемом памяти.

Так что "Кукарачу" решили создавать, используя маркерную технологию. Итак, актеры, обвешенные датчиками, сыграли своих персонажей, а целая команда компьютерных гениев на основе полученных данных сотворила веселую компанию тараканов, живущих внутри компьютера, голубей, страдающих комплексом неполноценности, хамоватых жуков-носорогов и прочих забавных зверюшек. После их поместили в весьма красиво и реалистично нарисованный пейзаж московских Чистых прудов и заставили любить, страдать, шутить, бороться и развлекать почтеннейшую публику весьма остроумными гэгами.

Фото: AP

Итак, получилось ли у создателей мультфильма создать совершенный виртуальный мир, ничем не отличающегося от того, в котором мы живем? К сожалению, не совсем. К самим персонажам никаких претензий нет — они нарисованы очень красиво, их движения (правда, достаточно простые) смотрятся вполне реалистично. Но вот в окружающий фон они часто не вписываются. Время от времени возникает ощущение, что тараканы (или другие герои истории) просто болтаются на ниточках как марионетки на фоне нарисованной на бумаге картинки.

Читайте также: Мультфильм о пустыне как глоток воды

И если этот дефект как-то удалось преодолеть на крупных планах, то вот на общих он, к сожалению, весьма и весьма заметен. Кроме того, создатели абсолютно не соблюдают пропорции в размерах своих подопечных. Голуби, например, временами становятся одного роста с насекомыми, а порой — сильно крупнее (впрочем, подобная небрежность вообще свойственна отечественной мультипликации — вспомните тех же постоянно меняющих размеры мышей из "Кота Леопольда").

Оставляет желать лучшего и синхронизации звукового и видеорядов. Мимика губ (или клювов) персонажей постоянно "промахивается" мимо слов, то опережая их, то опаздывая. Сами диалоги тем не менее просто прекрасны.  Вообще, они, с моей точки зрения, представляют наибольшую ценность в данном мультфильме. Что опять-таки весьма типично для отечественной анимации: проигрывая Западу и Японии в качестве картинки, мы с большим отрывом выигрываем в текстах.

Итак, что касается первого опыта созданияmo-capмультика,можносказать,чтопервыйблиниспечь все-таки удалось, хотя немножко комом. Ну а какова же содержательная часть данного произведения? Чем может быть интересна история, рассказанная аниматорами, для взрослых и маленьких зрителей? Хотя бы тем, что она, на мой взгляд, очень хорошо отражает современную российскую действительность.

Следует заметить, что сравнивать этот фильм с нежно любимыми нами советскими мультиками ни в коем случае не следует. Он не лучше и не хуже, он просто другой. Во времена СССР классические мультфильмы представляли собой сказку, а современные — скорее, сатиру на текущую реальность (то есть они аналогичны, скорее, басням Эзопа и Крылова, а также произведениям Мениппа). Их функция — показывать не сказочный, то есть идеальный, а вполне себе реальный мир в такой форме, чтобы помочь детям принять его и адаптироваться к его нелегким условиям. Эту задачу "Кукарача" выполняет, причем на все сто процентов.

 

 

 

Фото: AP

Сюжет его очень прост — в компьютере сумасшедшего юзера, живущего на Чистых прудах, живетвеселая компания тараканов с весьма интеллигентным мышонком. Они постоянно подвергаются нападкам со стороны уличных хулиганов в виде жуков-носорогов, а также отряда сумасшедших голубей (в ряды которых непонятным образом затесался попугай), которые пытаются стать хищниками для продвижения наверх по пищевой пирамиде. Наши кукарачи, чтобы избежать неприятностей, стараются вести себя тише воды, ниже травы и никуда не высовываться. Однако вся эта стратегия "изоляции" летит кувырком, когда главный герой, таракан по имени Байт, влюбляется в очаровательную Лику (тоже, как вы понимаете, тараканиху).

Любовь, как известно, способна преобразовать любое живое существо, даже таракана. Сходив со своей возлюбленной на шекспировского "Ромео и Джульетту" (кстати, в театр "Современник"), Байт понимает, что без борьбы в этой жизни ничего не достигнешь. В итоге тараканы и мышь побеждают всех своих врагов и соперников, вызвав их на футбольный матч. Это придает им уверенности в себе, и они начинают чувствовать себя не "пасынками" жизни, а ее хозяевами.

Прототипы всех персонажей, конечно же, легко узнаваемы. Прячущиеся по темным углам культурные и интеллектуально развитые тараканы — это современная российская интеллигентная молодежь, до сих пор пытающаяся отгораживаться от реальности, а не жить в ней полной жизнью. При этом Лика, которая никогда не смеется, а все время плачет, — типичная представительница движения "эмо"; мутант Дэн, питающийся электричеством, — пародия на фанатов компьютерных игр; ну а имя еще одного таракана, Ботан, по-моему, говорит само за себя. В преследующих кукарач жуках-носорогах легко узнаются представители криминальных структур, а в голубях — представители политических партий, охотящихся за электоратом (попугай временами говорит с интонациями Жириновского, а главный голубь — Зюганова).

Итак, мультик этот замечателен как путеводитель для детей по современной российской действительности. Что касается взрослых, для них это лишний повод посмотреть на себя со стороны. Может быть, отсюда и яростная брань, которую обрушили на мультфильм различные блогеры: они узнали себя в персонажах "Кукарачи" и по привычке принялись пенять на зеркало?.. Хотя некоторые драматургические изъяны у мультфильма и правда есть.

Режиссер, наметив несколько сюжетных линий, совершенно не позаботился о том, чтобы они хоть как-то пересекались. Голуби по большей части живут своей жизнью, очень редко встречаясь как с тараканами, так и с жуками-носорогами. Создается впечатление, что в данной истории они совершенно лишние. Вызывает недоумение присутствие побочных персонажей в виде огромного кота и ящерки, плавающей в пруду на чемодане. Что они делают в этой истории, совершенно непонятно. Похоже, авторы забыли одно простое правило драматургии — лишних персонажей быть не должно, они не помогают зрителю понять смысл истории, а мешают ему делать это.

Хотя, быть может, присутствие непонятных героев и разобщенность сюжетных линий в данном мультике весьма уместна? В нынешней жизни, как мы знаем, тоже все перепутано и концы часто не сходятся с концами. Так что этот огрех (или, наоборот, продуманный режиссерский ход) добавил "Кукараче" еще большую реалистичность…

Автор Антон Евсеев
Антон Евсеев — зоолог, корреспондент, позже редактор отдела науки Правды.Р *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Темы дети
Обсудить