Кино — хроникер советского времени

К 40-й годовщине Октябрьской революции режиссер Юлий Райзман по сценарию Евгения Габриловича снял фильм "Коммунист" — одно из самых замечательных произведений советского кино 50-х годов. Картина вышла на широкий экран 55 лет назад — 3 февраля 1958 года. Слово "культовый" вошло в наш обиход намного позднее, но оно вполне применимо к этой киноленте.

Над выдвинутой Максимом Горьким теорией "социалистического реализма" принято подшучивать. Ехидничали и во время ее господства в культуре, уж тем более после свержения былых кумиров. Как и любая другая, эта теория также не свободна от изъянов и несовершенства. Попытаемся на минуту освободится от плена идеологии и незамутненным взглядом посмотрим на героев былых времен. Коммунисты, пытаясь высвободиться от цепких лап прошлого, ниспровергали все бывшее до них, но при этом на удивление ловко сочиняли свои мифы, используя веками унавоженную почву. Так из куколки на свет появляется бабочка.

Первые христиане даже день рождения своего родоначальника позаимствовали у Митры. Коммунисты впоследствии называли Христа первым из их породы. Когда идеология изменилась и в моду вошло богоборчество, все равно из-под шапки большевиков пробивались стародавние традиции. Однажды моего эрудированного друга весьма поразил факт мумификации римских пап в ватиканском соборе. Когда мы стояли у саркофагов понтификов, он громко и отчетливо произнес: "А я возмущался, что Ленина так похоронили". И потом признался, как он наивно полагал, что такой "языческий" обряд измыслили большевики.

В "рабочей марсельезе" революционеры пели "отречемся от старого мира, отряхнем его прах с наших ног". Неугомонные эрудиты обратили внимание, что эти строки, равно как и следующее выражение "нам не нужно златого кумира", заимствованы из синодального перевода Библии на русский язык. Кстати, не по этой ли причине этот гимн так не нравился Ленину и в апреле 1917-го его заменили на "Интернационал"?Картина "Коммунист" появилась также своевременно, как и все новое, на поверку являющееся традиционным. Обнаружить среди нынешнего поколения молодых людей такой тип героя, как Павел Корчагин или Василий Губанов, также трудно, как было найти аристократизм среди потомков пролетариев из слободки или выходцев из еврейских местечек. Однако это не помешало Сергею Бондарчуку снять эпопею "Война и мир".

Снять фильм "Коммунист" казалось бы можно было проще. Мужественных ребят с квадратной челюстью — хоть пруд пруди. В звезде советского кинематографа Любови Орловой ее дворянское происхождение и порода сказывались даже тогда, когда она изображала домработницу Дуню в джазовой комедии "Веселые ребята". А какого труда стоило пареньку с окраины сыграть такого же рубаху-парня, как он сам? Играй самого себя — и все! Борис Чирков в роли Максима или Марк Бернес в … любой экранной роли. Алейников, Андреев… Далее можно перечислить всех актеров по буквам алфавита — от, А до Я.

Читайте также: Леонид Гайдай, человек и кинотеатр

Но "коммунистом" стал дебютант в кино Евгений Урбанский. Не лощеный красавчик под стать Василию Лановому или Владимиру Конкину, сыгравшим другого героя той эпохи — Павку Корчагина. В этом отношении Владимир Перист-Петренко, изобразивший идеал для подражания молодого поколения строителей коммунизма в самой первой экранизации романа "Как закалялась сталь", более годился. Вихрастый и большегубый, он скорее походил на расхожий типаж, нежели целлулоидные симпатяги, по которым сохли глуповатые девахи в провинции. Вот и актер Женька Урбанский брал не смазливым личиком, а своим мужским характером.

Как часто киношных героев с толикой революционности играют симпатичные ребята: Робин Гуд, Зорро, Овод. Даже в добротной экранизации романа Виля Липатова "И это все о нем", роль главного героя Женьки Столетова режиссер отдал замечательному Игорю Костолевскому, который хорош гарцующим на коне дворянином-декабристом, но не в робе рабочего паренька из таежной глубинки. Конечно, матери рождают красавчиков от залетных геологов и в медвежьем углу, только ведь красота — она принадлежит искусству, а не разменивается на мелочи в повседневной жизни. Кто из нас в детстве не мечтал быть Д'Артаньяном, но как быть с тем, если его сыграет Безруков или Гоша Куценко? Плешивого мушкетера можно пережить и двадцать лет спустя, а на другого наложат столько грима, что и в старческом возрасте он сможет представить младенца. Сейчас такое кино, как "Коммунист" не снимают не потому, что ушла в прошлое идеология.

Уходя, она оставляет за собою послед. Недаром же вернулись к батюшке-царю. Сын автора слов гимна Советского Союза Никита Сергеевич Михалков промелькнул на коне экранным российским монархом. Всегда нужны герои, под которых не хочется ложиться, а за которыми хочется идти вперед. Протагонист фильма "Коммунист" лихо валит лес и подставляет себя под пули врагов. Ему веришь — он себя не жалеет. Пешие легионеры Цезаря выиграли битву при Фарсале, потому что направили острия своих копий в лица элитной коннице Помпея.

Мажоры готовы были погибнуть, но не обезображены. Даже без стремян они сумели повернуть своих лошадей вспять. И проиграли. Квазимодо постоянно в выигрыше — ему уже хуже не будет. Зато запас мускулинности в нем намного превосходит как ученость Клода Фролло, так и привлекательность Феба де Шатопера. Светлое будущее или Эсмеральда по праву принадлежит им. Поэтому их и похоронили вместе. В смысле не только главных героев "Собора Парижской Богоматери", но и идею коммунизма. Уличная девка, цыганка, плясунья манит, но дается в руки. Она полностью отдается лишь после своей смерти.

Мечта о всеобщем людском счастье под стать обладанию такой колдуньей. В переводе на устаревшее воровское арго — знал бы прикуп, жил бы в Сочи. Выжившие после стихии революции частенько попадали в другом направлении от этого черноморского курорта. Хотя и нынешняя железнодорожная ветка, связывающая Туапсе и Сочи, также далась непросто. Зеки долбили неприступные скалы, а их долбила малярия. Выбирать трудно: сибирские морозы либо гнилой климат.

Читайте также: "Мой фильм о Сталинграде дискредитировали"

Василий Губанов погибает, по сценарию, в 1919 году. Он еще не знает, что его молодая жизнь стала связующим звеном между прекраснодушными помыслами наивных молодых людей, мечтавших о лучшей доле, и блистательном имперском будущем великой страны. За все нужно платить. Эсмеральда окажется в твоих объятиях лишь превратившись в тлен, как и ты. По-разному это называют: рок, судьба, ананке, карма.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *