Кинопрокат: как вести этот бизнес и бизнес ли это вообще? Конференция

Зритель приучен к эффектной пустоте?

На конференции "Кинопрокат в России: перспективы развития бизнеса", которая недавно состоялась в Москве, рассматривались две неразрывно связанные темы: как вести этот бизнес и бизнес ли это вообще? Обзор текущей ситуации в отрасли, с точки зрения экспертных, государственных и коммерческих организаций все время сворачивал на тему добра и зла в кино.

Конференция была подготовлена агентством "Национальные бизнес-форумы", которое действует в рамках государственных проектов и национальных программ.

Олег Березин, генеральный директор компании "Невафильм", скептически отнесся к идее возможного удвоения числа кинотеатров в России. По его мнению, если что-то поможет кинопоказу, то только инициатива предпринимателей. Задача государства — ее поддерживать. Никогда никакая инициатива самого государства коммерчески успешной не была. В своем докладе на тему: "Механизмы инновационного развития российского кинопоказа" он предложил в качестве пути выхода из сложной ситуации недостатка кинотеатров сдавать их в концессию, безвозмездно сроком не менее чем на десять лет.

Темой доклада руководителя компании "Asia синема" Арсения Кузьминича было: "Перспективы развития цифрового кинопоказа. Стандарты и аккредитация". Есть три аспекта кино: производство, дистрибьюция и кинопоказ. По мнению Арсения очень важна стандартизация. Но сейчас она — не обязательна. Кто что хочет, тот то и покупает. А насколько 3D вредно для глаз, а Долби-стерео для ушей? Неизвестно.

Виталий Манский, заместитель председателя новой организации "КиноСоюз", режиссер-документалист выступил с сообщением на тему: "Профессиональный взгляд на российский кинопрокат". Он специально подчеркнул, что выступает не с докладом, а с сообщением, ибо доклады — обязывают. И они должны тщательно готовиться.

Читайте также: Кино — искусство гордых, самостоятельных людей"

Игумен Петр (Еремеев), ректор Российского Православного Университета св. Иоанна Богослова выступил тоже не с докладом и даже не с сообщением, а с обращением к участникам. Это обращение называлось "Инновационный образовательный проект Русской Православной Церкви под патронажем Святейшего Патриарха". Игумен согласился с Виталием в том, что невозможно отделить кинопрокат от кинопроизводства: что снимем, то и прокатаем. А снимать будут те, кого выучим. Он привел слова Святейшего Патриарха Кирилла о том, что мир без доброты превращается в ад. Жареные факты поджаривают и самого человека. Поэтому очень важно увеличивать число картин, которые работают на добро и созидание.

Фото: AP

Члены "КиноСоюз" Виталий Манский и Виктор Матизен не преминули спросить игумена, кто будет определять: что есть добро и что зло в кино? Не случится ли то, что произошло в свое время с Джордано Бруно с кем-то из российских кинематографистов? Подразумевалось, что ответа на вопрос: "Что истина?" нет, и нечего даже пытаться разобраться в разнице между добром и злом. Однако пытаться все равно надо. Что же касается несчастного Джордано Бруно, то, если узнать о его судьбе больше, чем рассказывает школьный учебник, окажется, что дело не в банальном гелиоцентризме, о коем догадывались еще древние египтяне. А в том, что скромный монашек был очень горд, к тому же рассуждал о лучшем государственном устройстве. И, кроме того, хотя средневековая инквизиция была чуть ближе к современному православию, чем, допустим, жрецы майя, но все равно очень далека.

Николай Бурляев, актер и кинорежиссер, президент кинофестиваля "Золотой витязь" рассказал о нравственных идеалах отечественного кино, и своем видении будущего киноиндустрии. По его мнению, порочно относиться к кино как к бизнесу в стране с величайшими традициями в кинематографе. Кино — это прежде всего искусство, несущее высокие нравственные идеалы, возвышающие душу человека.

"Иначе относиться к кинематографу я не могу, — сказал Николай Петрович, — потому, что с детства так воспитан. С "Иванова детства". Со времен Великого Советского кинематографа, которому рукоплескал весь мир. Не могу и не хочу предавать друзей и учителей: Тарковского, Бондарчука, Рома, Кулиджанова и других, в кошмарном сне не представлявших объединение понятий культура и рынок. Режиссеры всего мира удивлялись и восторгались чуду нашего Советского кино.

Кто-то вспомнит лозунг "Хлеба и зрелищ". Да хлеб насущный человеку необходим, но зрелища в такой стране как Россия — должны быть возвышающими человека. Я отнюдь не против зрелищных, веселящих сердце жанров. Сам причастен к созданию легких зрелищных картин, комичных и сентиментальных, но при этом кассовых, таких как "Военно-полевой роман" и "Мама вышла замуж".

Вспомните миллионные аудитории таких режиссеров как Данелия, Гайдай, Рязанов, Михалков, Тодоровский. Кроме улыбки, сердечного развлечения, фильмы этих мастеров вызывают, пожалуй, и раздумья.

Мне могут возразить: все это в прошлом. Вы отстали от жизни. Мы уже приучили зрителей к эффектной пустоте. Они не пойдут туда, где нужно шевелить мозгами. Кто пойдет на ваше духовное, просветляющее кино? Пойдут. Стоило дать достойную рекламу таким фильмам как "Остров" и "Поп", люди пошли на них…"

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Юрий Енцов
Юрий Енцов — журналист, внештатный автор Правды.Ру *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *