Все ли детские мультики детские?

Взрослые глупости в детских мультфильмах

Родители водят детей в кино в основном на сказки и мультики. Сегодня подавляющее большинство мультфильмов на наших экранах производства США. Сразу откажемся от распространенного стереотипа: мол, все американское — пошлятина и разврат, а смотреть надо только советские мультики. Необходимо просто уметь отделять зерна от плевел, детские мультики от недетских, хорошие от плохих.

Большая часть популярной американской мультипликации создается двумя студиями — Pixar (c 2006 года ее владельцем является Disney Studio) и Dreamworks. Первая создала такие мультфильмы, как "Корпорация монстров", "В поисках Немо", "Валли", "История игрушек", "Суперсемейка", "Вверх", "Рататуй". Последнее на данный момент их детище — оскароносный "Храбрая сердцем". Вторая студия ответственна за появление на больших и маленьких экранах таких мультфильмов, как "Шрек", "Мадагаскар", "Кунг-фу Панда", "Подводная братва", "Лесная братва". Последним творением студии является отшумевшая совсем недавно "Семейка Круддс".

Все эти мультфильмы — компьютерные, и с этим явлением нам, видимо, придется смириться: эра рисованных диснеевских мультиков осталась позади, зато на компьютерах художники рисуют все лучше и лучше. Если оценить в двух словах все перечисленные мультфильмы, то Pixar делает более поучительные и серьезные, Dreamworks — сугубо развлекательные мультфильмы.

Отметим, что компании Pixar приписывают некоторые революционные технологии в создании мультфильмов. Например, первый полнометражный компьютерный мультфильм "История игрушек" появился именно благодаря этой студии в далеком 1995 году, тогда о жестком диске в терабайт памяти никто даже не мечтал.

Читайте также: С чьего голоса поют певческие телешоу?

Во многих работах и Pixar, и Dreamworks главные герои оказываются во взрослых ситуациях и сталкиваются со взрослыми проблемами. Возьмем знаменитую "Корпорацию монстров" — речь идет о размеренном рабочем дне на фабрике, о необходимости экономии энергии, кризисе, описываются типичные будни работника такой фабрики. В "Тачках" основа многих диалогов — обсуждение гоночных контрактов. Название "Подводная братва", как, впрочем, и "Лесная братва" — наши умельцы-переводчики перевели при помощи уголовного термина, и скрепя сердце надо признать, что в первом случае это уместно — речь там идет об акульей мафии.

В приключенческом мультфильме "Суперсемейка" даже не нужно ничего взрослого выискивать — это первый и единственный мультфильм Pixar с рейтингом от 12 и старше. В мультфильме "В поисках Немо" есть очень смешная аллюзия на общество взрослых вроде анонимных алкоголиков, но в мультфильме речь идет об акулах, которые пытаются не есть других рыб. Вряд ли ребенок знает, например, что значит интервенция, да еще в таком контексте.

Разумеется, чтобы мультик заинтересовал ребенка, нужно, чтобы в некой базовой истории о добре и зле присутствовало нечто необычное и новое. Главное, чтобы ребенок понял это новое, мог задавать родителям вопросы, а родители, в свою очередь, осознавали необходимость на них отвечать и отдавали себе отчет в том, действительно ли те или иные вопросы должны возникать. Кроме того, необходимо четко представлять, насколько тот продукт, который увидит ребенок, является качественным и детским.

В случае с Pixar информация не для детских глаз и ушей проявляется порционно и не часто. В "Истории игрушек" кукла женского пола совершенно эксплицитно намекает главному герою, игрушечному ковбою Вуди, на возможность сексуальной близости ближайшей ночью. Понятно, что сценаристы хотели придать некой человечности игрушечным героем, но, с другой стороны, их игрушки ведь не кушают и в туалет не ходят.

В "Корпорации монстров", мультике, безусловно, добром и правильном, неожиданно присутствует много насилия: вот девочка избивает монстра дубинкой, вот из ребенка пытаются высосать крик при помощи специального устройства, и так далее. В скучном, но трогательном мультфильме "Вверх" все очень прилично, но там от падения с высоты умирает человек. Хочу задать вопрос, много ли существует детских мультиков с рейтингом 0+, в которых фигурировала бы смерть человека? Убийство Муфасы в "Короле Льве" не в счет, хотя чего уж скрывать, столько слез тогда было выплакано.

Читайте также: Мультяшные герои "забронзовели"

С Dreamworks обычнодела похуже. В "Мадагаскаре 2" нам показывают бегемота с голой попой, который идет к самке, а в голове у него проносятся слова "Люблю попастых, люблю толстых". Очеловечьте эту ситуацию у себя в голове и вам тут же расхочется брать своих детей на просмотр. Рейтинг у мультфильма, кстати, 0+. В том же "Шреке" с рейтингом 12+ - зобилие насилия и шутки ниже пояса.

Один из самых ярких примеров того, насколько чудовищной пошлятиной может быть, с позволения сказать, детский мультик, я узрел недавно на просмотре "Семейки Круддс" в одном из московских кинотеатров. Большая часть зрителей, конечно, дети в возрасте примерно от 5 до 12 лет и их родители. Фильм с рейтингом 0+ изобилует большим количеством женской плоти, неизменно приковывающей взгляды всех возрастов. Нет, по идее все интимные зоны прикрыты, но это же пещерные люди, сами понимаете, сколько на них было одежды. И главная героиня, уже сформировавшаяся девушка с пышными формами, совершенно спокойно идет против собственных родителей, ставя под угрозу их жизни. Возможно, у детей в голове отложится: родители ничего не понимают, настоящая жизнь — это приключения и опасности. И парню, которого она встречает, глазки строит уж очень откровенно, да и сам он в один прекрасный момент произносит фразу: "Какая она офигенская"! Дети становятся на один шаг ближе к скудному, лишенному яркости и осмысленности, разговорному языку, которым потом обязательно не преминут воспользоваться. Я лично помню, как употребление некоторых якобы сложных слов, вызвало у моих одноклассников недоумение. "Будь проще", — говорили они.

Но самый грустный, даже болезненный след оставляет шутка про тещу, которая с упорством повторяется несколько раз. Отец семейства Круддс после тех или иных опасных ситуаций пересчитывает свое семейство и каждый раз надеется, что недосчитается бабушки своих детей. Эта надежда написана у него на лице, и даже после третьего раза, когда эта шутка проигрывается, зал трясется от хохота… взрослых. Смеются родители. А бедным детям ведь непонятно, что может быть смешного в том, что их бабушка умрет.

Аналогичный шок дети могут испытать, посмотрев получивший "Оскара" мультик компании Pixar "Храбрая сердцем". Дело в том, что там принцесса случайно, по собственной глупости (которую она в итоге, конечно, осознает) превращает маму в медведя. В фильме есть сцена, где ничего не понимающая мама, ставшая медведицей, мечется по комнате, не зная, что делать. Да ведь это же страшно! Ребенок обычно очень привязан к маме, а тут такой, с позволения сказать, природный произвол. Хотя, возможно, этот художественный прием и правда научит детей уважительно относиться к родителям? Но с другой стороны, можно и без шоковой терапии обойтись.

Читайте также: Кто первым написал "Аленький цветочек"?

Хотелось бы все-таки выделить несколько мультфильмов, которые, несмотря на присутствие в них взрослых элементов, стоит показать детям. Все они — от студии Pixar.

Во-первых, это безусловный шедевр "Валли" — мультик, начисто лишенный пошлости и насилия. "Валли" содержит ряд поучительных истин, которые демонстрирует для нас деятельный милый робот-уборщик мусора. Рисовальщики и авторы сценария сделать из робота Валли (его имя должно читаться "Уолли") нечто очаровательное, хотя он за весь фильм произносит всего несколько фраз. Простые, но важные истины понимают и, главное, запоминают дети: нельзя мусорить, нужно больше двигаться, стараться действовать самостоятельно, а не полагаться во всем на компьютер и технику.

"Корпорация монстров" и "В поисках Немо" — мультики, повторюсь, взрослые по разыгранным ситуациям, зато предельно добрые, трогательные и поучительны. Все они — детища компании Pixar, и я призываю родителей, выбирая мультфильм для ребенка, обращать внимание именно на студию-производителя.

Конечно, смешно думать, что отсеивая мультфильмы, взрослые тем самым оградят детей от избытка недетской информации. Но, по крайней мере, увеличатся шансы, что дети увидят качественный продукт. Потому что проблема отсутствия у подрастающего поколения вкуса в кино и проблема отсутствия моральных норм в жизни также близки друг другу, как братья-актеры Люк и Оуэн Уилсоны.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Борис Стародубцев
Борис Стародубцев — журналист, лингвист, переводчик, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Последние материалы