“Хоббит-2”, или Долгая прогулка с гномами

На российские экраны выходит вторая часть трилогии Питера Джексона "Хоббит: Пустошь Смауга". Безусловно, толкиенистам и всем тем, кому приглянулся первый фильм, второй понравится точно, хотя определенные вопросы к картине все же есть. Отметим, что в фильме "Хоббит: Пустошь Смауга" появляются персонажи, которых не было в книгах Джона Толкиена.

Я же все еще не понимаю, зачем главные герои делают то, что они делают. Скажу сразу — я не читал книг Толкиена. Простите меня, так вышло. Знаете, иногда некоторые, казалось бы, само собой разумеющиеся вещи проходят мимо тебя, и если ты в определенном возрасте не приобщился к ним, потом уже нет либо времени, либо желания нагонять. Думаю, что в будущем я обязательно прочитаю "Хоббита" или "Властелина колец", уже после просмотренных фильмов. Скажу только, что талант этого мастера фэнтези для меня почти также безусловен, как и для всех остальных.

Режиссерские версии всех трех "Властелинов колец" я смотрел, затаив дыхание и не отрываясь от экрана ни на мгновение. У Питера Джексона действительно получились шедевры. Помимо мастерства актеров, спецэффектов, лучших батальных сцен в истории кинематографа и много чего еще, о чем взахлеб говорили кинокритики, мне всегда нравилась безусловность добра и зла в этих фильмах. Понимаете, мы ведь живем в мире, где все очень непостоянно и непонятно: очень уж много вещей, которые либо ни добро и ни зло, либо и то и другое. Там же все просто: орки, урук-хаи, Саурон — безусловное зло, а хоббиты, эльфы, все Братство кольца, все те, кто на их стороне, — безусловное добро.

Наверное, специалисты по истории Средиземья, до основания изучившие "Сильмариллион" (библию толкиениста), приведут мне массу примеров того, как во вселенной Толкиена одни добрые народы вырезали другие добрые народы, однако в фильмах все очень четко поделено надвое. В реальном мире такой дуальности зачастую не хватает. Ну и любовь Арагорна к Лив Тайлер, и трогательная дружба эльфа и гнома или Фрода и Сэма, и душераздирающая гибель Шона Бина…

Все дело в том, что в первых двух фильмах трилогии "Хоббит" я всех этих столь полюбившихся мне вещей не увидел, либо увидел, но в меньшей степени.

"Нежданное путешествие" совершенно ожидаемо оказалось детской сказочкой. Кому-то это не очень понравилось, в особенности профессиональным критикам, кто-то отнесся снисходительно, но большинство оценило.

Читайте также: Премьера "Тора-2": Божественно смешно

"Пустошь Смауга" получилась куда динамичнее и подвижней, хотя вся эта динамика с тем, что мы видели во "Властелине колец", не идет ни в какое сравнение. Кто-то, возможно, считает, что сравнивать эти трилогии нельзя. Ну как это нельзя, когда это совершенно необходимо! Потому что на экране ведь происходит все то же самое: сначала компания существ (написать тут "компания людей" было бы ошибкой) шла очень долго из одного края в другой, чтобы уничтожить источник безграничного зла, а тут компания существ идет из одного края в другой, чтобы расправиться с драконом и вернуть себе родные земли и сокровища.

На самом деле ведь Питеру Джексону после "Властелина колец" можно было бы снимать что угодно. И "Хоббита" он вполне мог делать немножечко спустя рукава, тем более что в режиссерское кресло он не особо рвался: проект должен был возглавить Гильермо Дель Торо ("Лабиринт Фавна", "Хеллбой"), однако после трех лет мороки с авторскими правами и прочей бюрократией он решил послать проект куда подальше. То есть Джексон, по сути, сделал продюсерам одолжение, взявшись за "Хоббита". Причем мне тут подсказывают, что количество событий, через которые проходят герои книги, вполне уместилось бы в один большой фильм, ну, в два максимум. Да чего уж там, если просто посмотреть в интернете, к примеру, описание дракона Смауга как персонажа, то там вся история умещается в нескольких абзацах. Студийные боссы же, пораскинув своими меркантильными мозгами, пришли к выводу, что трилогия принесет больше денег, чем дилогия. Вероятно, именно поэтому в первой части не происходит почти ничего.

Я все это к тому, что Джексон наверняка понимал: в "Хоббите" достичь накала страстей уровня "Властелина колец" ну никак не удастся. При этом плохое кино все равно снимать было нельзя, да он и не стал бы.

Поэтому и получилось то, что получилось. "Неожиданное путешествие" в любом случае оставляет в сердцах зрителей что-то хорошее. Хотя бы за счет актерского состава — не зря ведь ради того, чтобы Мартин Фриман (сериал "Шерлок", фильмы "Реальная любовь", "Зомби по имени Шон", "Армагеддец") сыграл Бильбо, режиссер перелопатил весь график съемок.

"Пустошь Смауга" почти наверняка оставит еще более приятный осадок: тут всего больше. К примеру, тут появляются Леголас, его отец Трандуил, эльфийка Тауриэль (ее сыграла известная по сериалу "Остаться в живых" актриса Эванджелин Лили), которой вообще не было в книгах. И очень уж хочется узнать, как на нее отреагируют ортодоксальные толкиенисты. Мне вот ее персонаж понравился: в меру женственный и в то же время достаточно воинственный.

Читайте также: "Сарила": анимационный тур в мир предков

Это лишь несколько персонажей из тех, на кого приятно посмотреть в этом фильме, всех перечислять я не вижу смысла. Суть в том, что актерский состав — это то, чем остался доволен даже такой нетолкиенист, как я. Уверен, все посвященные тем более придут в восторг.

Кстати, сам Питер Джексон, как мне показалось, в одном моменте появляется на экране буквально на пару секунд. В каком именно, не скажу. Небольшая подсказка — смотрите внимательно с самого начала.

Еще здесь очень много дракона Смауга, который в оригинале разговаривает глубоким и зловещим голосом Бенедикта Камбербэтча (Холмс в сериале "Шерлок", фильмы "Стартрек: Возмездие", Пятая власть"). В дубляже, увы, нам его послушать не удастся.

Конечно, появление такого количества интересных героев в "Пустоши Смауга" — это хорошо, но как насчет всего остального?

Сцены битв кажутся просто утренней пробежкой по сравнению с тем, что произошло в конце "Братства кольца": просто кучка орков бегает по лесу в погоне за гномами и потихонечку погибает от стрел эльфов и от атак главных героев. Хотя всем придется по вкусу потрясающий момент с гномом Бомбуром (тем, который самый толстый и чем-то похож на Депардье), он неожиданно проявит себя как смертоносный и непобедимый воин в очень смешной сцене, которой часть зрительного зала вполне заслуженно аплодировала. Ну и определенной подвижностью эти сцены все-таки обладают: зевать не то чтобы очень хочется.

Что касается 3D, то я сквозь свои очки ничего такого не увидел. Правда, при появлении гигантских пауков, которые валятся прямо на тебя, определенный эффект проявляется: мужчина в кресле слева от меня несколько раз подскочил на месте. Ну еще там в каком-то моменте на переднем плане летают милые пчелки.

Читайте также: "После нашей эры" и семейный подряд Смитов

Лично для меня главным вопросом после просмотра "Хоббит: Пустошь Смауга" все равно остается тот, который я задал в самом начале: зачем они это делают? Почему идут к дракону именно таким составом (может, в "Неожиданном путешествии" объясняли, а я забыл), зачем гномы отправляют Бильбо одного в подземелье к дракону, почему они так тупят в самые ответственные моменты и какого черта в самом конце, после пространной пафосной речи Торина о мести, они сделали то, что они сделали? Наверное, то, что в голове толкиениста выстраивается в упорядоченную логическую цепочку, в моих мозгах слипается в комки и где-то оседает — разве в этом сюжете все гладко? Пусть он и сказочный.

Разумеется, все эти интересные вопросы мне задавать не следовало, равно как и пытаться разжевать отдельные нюансы фильма — а я ведь даже не о всех рассказал: например, умолчал о так явно бросающемся в глаза гномьем национализме. "Пустошь Смауга" оправдает ожидания каждого — и тех, кто ждет от фильмов чего-то (они не разочаруются), и тех, кто не ждет ничего особенного (они так и не будут очарованы). Думаю, провала от Питера Джексона не ждут уж точно. Повторения успеха "Властелина колец", увы, тоже.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Борис Стародубцев
Борис Стародубцев — журналист, лингвист, переводчик, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить