Оскароносный "Хичкок", или "Психо" по Фрейду 

На отечественные экраны вышел фильм режиссера Саши Джерваси "Хичкок", снятый в жанре "байопик" (фильм-биография. — Ред.). Картина получила две номинации на премию "Оскар" (за грим и костюмы). В основу сценария легла книга американского кинокритика Стивена Ребелло, посвященная съемкам самого знаменитого фильма маэстро фильмов ужасов — "Психо".

Удивительно, но этот новаторский триллер никогда не шёл в советском прокате (впрочем, как и другие знаменитые ленты Хичкока), в отличии от ремейка, снятого спустя сорок лет режиссером Гасом Ван Сэнтом. Однако попытка переснять по кадрам шедевр Хичкока не вызвала энтузиазма ни у публики, ни у критики. Оригинальная версия "Психо" будет представлена в российском прокате в июле 2013 года в рамках обширной программы показа шедевров старого Голливуда (первой в декабре выщла картина "Криминальное чтиво"). Интересно, что "Психо" по опросу "Американского института киноискусства", проведенному в 2012 году, занял 18 место в списке лучших картин Голливуда.

Но вернемся к ленте Джерваси, имевшего до начала съемок в своём активе сценарии к таким известным голливудским лентам как "Терминал" и " Криминальная фишка от Генри". Сразу скажу, что в новом для него амплуа режиссера Джерваси чувствует себя не слишком уверенно. Порой ему недостает визуальной изобретательности и умения работать со звездными актерами.

Картина о великом мастере саспенса (состояние тревожного ожидания -Ред.) получилась неровной, недостаточно драматичной и монотонной по ритму. Лишь Хелен Миррен ("Королева"), приглашенная на роль ревнивой жены Альфреда Хичкока — Альмы, создала полнокровной образ умной и проницательной подруги семейного тирана и мрачного шутника.

Читайте также: В самом лучшем фильме нет вымысла и женщин

Альма Ревилл состояла в длительном браке с Хичем (так его называли немногочисленные друзья) с 1926 года по 1980-й (год смерти режиссера), причем Хич женился, будучи девственником. Все годы она не только следила за тем, чтобы её капризный муженек не объедался (из-за избытка веса его даже не взяли служить в пехоту в годы первой мировой войны), но и принимала активное участие в написании сценариев, а в молодости работала монтажером в немом кино. Однако вся мирская слава доставалась только мужу, и когда Альма достигла шестидесятилетнего возрастного рубежа, ей страстно захотелось собственного успеха и признания.

Впрочем, её частые встречи с элегантным Уитфилдом Куком, сценаристом фильма "Незнакомцы в поезде"(1950), проходившие в домике на берегу океана, оказались вполне невинными, а ревность мужа необоснованной. Но это станет ясным лишь к финалу фильма Джерваси, а вначале зрителя интригуют возможностью измены жены.

Интенсивный грим, наложенный на сэра Энтони Хопкинса ("Молчание ягнят"), сослужил ему, увы, дурную службу и в чем-то повторяет казус фильма "Высоцкий". Да маститый актёр Хопкинс искусно имитирует внешние жесты и повадки величайшего коллекционера криминальных историй из жизни порочного человечества. Но большинство эпизодов фильма, где главенствует этот ироничный толстяк, будут адекватно поняты лишь теми, кто не понаслышке знаком с противоречивым творчеством и биографией этого чудаковатого гения.

Для многих зрителей так и останется загадкой, почему маститый режиссер после триумфального проката предыдущего фильма " К Северу через Северо-Запад" получил отказ от продюсеров фирмы Paramount финансировать его новый проект "Психо". Он был основан на книге Роберта Блоха, посвященной сексуальному извращенцу и маньяку Эду Гейну. Почему же этот странный для консервативных пятидесятых персонаж так завладел мыслями и снами Хича?

Секрет частично раскрывает прошлое великого маэстро фильмов ужасов. Он рос нелюдимым подростком в семье, где царствовала властная мать, относившаяся к своему любимому сыну как к своей собственности. Поэтому, в своей жене Альме он прежде всего видел суррогат матери, а свои сексуальные инстинкты сублимировал в актах вуайеризма (в картине он подглядывает через дырку в стене за раздеванием актрисы Джанет Ли) и в съёмках фильмов, в центр сюжета которых он помещал холодных роковых блондинок. Их роли эффектно воплощали: будущая принцесса Монако Грейс Келли, Ким Новак, Джанет Ли и другие.

К сожалению, современные звезды (Скарлет Йоханссон и Джессика Билл) без особого драйва сыграли его любимых актрис (Джанет Ли и Веру Майлз) того периода. Они немало натерпелись от причуд и высокомерия человека, знающего себе цену. Особенно был обижен режиссер на Майлз, которая предпочла беременность от мужа съёмкам в его виртуозном триллере "Головокружение" (1958).

Даже подарки, которые делал в жизни требовательный режиссер своим любимым блондинкам, были окрашены специфическим садистским юмором. Так, Мелани Гриффит, пятилетней дочери актрисы Типпи Хедрен, он подарил гробик с куклой, пародийно воссоздающей ненавистный облик её матери-звезды из "Птиц" (1963). По свидетельству киноведа Спото, Хич был трусливым и жестоким невротиком, обладающим многими редкими фобиями.

В частности, он страдал боязнью предметов овальной и яйцевидной формы. Философ С. Жижек, анализируя трилогию фильмов маэстро (с "Психо" в центре), писал: "Отсутствие фигуры отца компенсируется в ней болезненно раздутым материнским суперэго". Но ведь и в основу сюжета "Психо" легла история юноши, который ради патологической любви к покойной матери убивает молодых женщин. И не случайно именно этот фильм, для съемок которого он вынужден был заложить свой дом, стал его самым огромным зрительским успехом.

Как все гении, Хич каким-то шестым чувством понял, что именно в 1959 году молодой зритель уже созрел для знаменитой сцены в душе. Её жестокость, например, так потрясла патриархального сказочника Уолта Диснея, что он через несколько лет отказался предоставить Диснейленд для натурных съёмок Хичу. Но ведь это был год, когда молодые европейцы Годар ("На последнем дыхании") и Феллини ("Сладкая жизнь") сняли свои революционные фильмы вопреки традициям "папиного кино", а в США появился авангардный фильм "Тени" Джона Кассаветиса.

Немало в фильме Джерваси уделено внимания и борьбе с цензурными ограничениями. Но если в 1959 году судом США было, наконец, признано, что "Любовник леди Чаттерлей" не является порнографическим сочинением Дэвида Лоуренса, то в голливудском кино над всеми как дамоклов меч ещё продолжал висеть цензурный кодекс Хейса. Решительной попыткой его нарушить стал лишь снятый в 1965 году фильм Сиднея Люмета "Ростовщик", но Хичкоку удалось виртуозно обмануть кодекс Хейса ещё в 1959 году.

Быстрый и рваный монтаж, виртуозно применённый им при съёмке сцены в душе, конечно, сильно опередил своё время. Но ведь ещё в 1929 году Хич новаторски снял свой первый звуковой английский фильм "Шантаж", который сразу стал хитом сезона. А разве не был смелым для Хича отказ в "Психо" от цвета, который он искусно использовал в предыдущих своих двух лентах.

Режиссер Джерваси явно смягчил образ неистового Хича, который привык издеватьсянад актрисами на съёмках (в фильме присутствует лишь одна душераздирающая сцена, когда Хич сам с ножом набросился на бедную Джанет Ли в душе), но при этом обладал маниакальной страстью к чистоте. Иронична сцена в бассейне, когда Хич с сачком отлавливает пожухлые листья. И она намного больше говорит о его педантичном характере, чем все задушевные беседы с актрисами.

А его снобизм гурмана иронично подчеркнут режиссером Джерваси в сцене, где он отказывается получать гусиный паштет из Парижа, якобы для экономии средств (бюджет "Психо" составлял немалые для той поры 800 тысяч долларов). Вообще юмористические эпизоды получаются у Джервази явно лучше, чем драматические. А восторженный приём фильма "Психо" на премьере, достигнутый благодаря блестящим пиар-ходам Хича, символически несколько снижается появлением черного ворона на тучном плече его создателя. После проката "Психо" в мире Хич и Альма стали миллионерами. И хотя, последующие 6 фильмов Хича уже не были такими революционными, "Птицы"(1963) снова стали хитом. А для всего человечества фамилия Хичкока сделалась брендом, который успешно продавался наравне с брендами Мерлин. Монро и Джимми Дина. Даже в СССР продвинутые зрители, не видевшие ни одного из фильмов маэстро, слышали о великом и ужасном Хичкоке. А у нас фильмы Хичкока стали доступными массовому зрителю только с наступлением эпохи видео.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Виталий Хабаров
Виталий Хабаров — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *