Актер и режиссер Василий Мищенко специально для Pravda.Ru прокомментировал законопроект о квоте российских фильмов в прокате.
— Депутат Госдумы Роберт Шлегель подготовил законопроект об ограничении проката зарубежных фильмов в российских кинотеатрах.
Сейчас выросло целое поколение, воспитанное на низкопробных американских фильмах и бездарных сериалах. Поменяется ли наша культурная политика в свете очередного противостояния с Западом? Если, да — то как? Не наступило ли как раз то время, чтобы ее кардинально поменять?
— Что касается американских фильмов, не все, конечно, фильмы и сериалы бездарные — есть очень талантливые, замечательные фильмы. Но если мы сейчас придем к национальной идее, я думаю, что рано или поздно как бы вот эти сериалы низкого качества, эта жвачка сама уйдет.
Я имею в виду сериалы и фильмы, которые что они есть, что их нет. Сейчас другая тенденция-люди возвращаются в кинозалы. Наши соотечественники тяготеют больше именно к нашим сериалам, к нашим фильмам. Но окончательно это случится, когда мы придем к национальной идее, которые будут более цементировать наше общество.
Но я думаю, смотреть западное кино надо все равно. Что за глупость — не читать западную литературу, классику! Я ощущаю, впрочем, другую тенденцию- люди, даже в доме, где я живу, больше смотрят наши сериалы, особенно сериалы. Фильмы смотреть в кинотеатрах мы не научились. У нас еще не привилась культура, присущая гражданам СССР — вся страна ходила в кинотеатры, и это было замечательно.
Сейчас в кинотеатрах в большей степени идет, 70% суррогата американского, и я понимаю владельцев кинотеатров, которые говорят: ничего личного, просто бизнес. Но фильмы там хочется достойные смотреть. А для обывателей, которые хотят пожрать, поспать и больше ничего, нужно что-то вроде "Голого короля" Лени Филатова, который шел в "Современнике". На это все и рассчитано, чисто бизнес. А для ума, конечно, не так много фильмов, но они есть.
— Кто должен решать вопрос кинопроката? Чиновники от кино или бизнесмены?
— Государство. Нужна альтернатива частному прокату, тому прокату, который сейчас есть у частных лиц, альтернативы нет никакой. Должны быть государственные прокаты. Режиссер снимает фильм, и ему половину бюджета надо вкладывать в рекламу, и продюсеры забирают 50% сразу в договоре, а кроме них больше некому отдать фильм.
Не хочешь — они тебе цену, так сказать, демпингуют, а это — беспредел. Когда мы выйдем на этот уровень, когда будут государственные кинотеатры, государственный кинопрокат, режиссер может сказать: не хотите, я отнесу это государству, пусть там будет цена билетов пониже, но люди будут ходить туда. Кто-то может со мной согласиться, не согласиться, что это так должно быть.
Ограничения проката нет, если фильм призывает к терроризму. Понимаете, в Америке ты слово сказал против президента американского и флага, тебя могут привлечь к подстрекательству к терроризму, 15 лет можешь получить влегкую. Если они призывают к педофилии, к насилию, к терроризму, зачем эти фильмы должны быть в прокате? Для чего? Эти категорически нельзя показывать на экранах. И, конечно, на мой взгляд, частные компании должны отдавать процент проката государству для развития того же самого кино. Такая практика есть во Франции, во всем цивилизованном мире. Я не открываю ничего нового.
Хотя я бы не хотел ограничивать то, что снимают иностранные режиссеры. Хочешь — смотри, хочешь — не смотри, хочешь — выключи, переключи на другой канал. Ходи в кинотеатр, не пойдешь — не пойдешь, это твое право. Почему нет? Но вот из этой доли частного проката должен специальный налог уходить. Пускай американцы кино крутят, только одно условие — обязательно должен быть процент налога увеличен. Эти деньги не должны уходить куда-то, а идти именно на развитие кино.
Читайте также: Создатели мультфильмов хотят получить квоту на российском ТВ