Церемония вручения премии американской киноакадемии, ежегодно вручающей золотые статуэтки "Оскаров" фильмам и деятелям кинематографа, которых считает лучшими в мире, в очередной раз обернулась разочарованием для России: "Нелюбовь" Андрея Звягинцева, номинированная в числе картин "на иностранном языке", осталась за бортом, а лучшей документалкой признали "Икар" — "расследование" Брайана Фогеля о допинге в российском спорте.
Впрочем, нынешний "Оскар" разочаровал не только россиян. Победа в главной номинации — "Лучший художественный фильм" — досталась не "Трем билбордам на границе Эббинга, Миссури" в придачу к заслуженным четырем "Золотым Глобусам", а "Форме воды" Гильермо дель Торо, которая вызывает оторопь у советского зрителя, напоминая дурной сон на тему "Человека-амфибии".
"Академики испугались взглянуть правде в глаза"
Почему российские картины год за годом пролетают мимо списка победителей, какое отношение к киноискусству имеет фильм о допинговом скандале и что означает признание лучшим фильмом извращенной пародии на немую Золушку и подсевшего на вареные яйца Ихтиандра?
В стремлении к пресловутой толерантности — в плохом смысле этого слова — "Оскар" с каждым годом становится все более скучным, предсказуемым и гораздо менее интересным, чем был всего лишь несколько лет назад, считает кинокритик Давид Шнейдеров. По его мнению, упор на эту превратно истолкованную толерантность со временем погубит "Оскар", превратив его в подобие тех многочисленных национальных кинопремий, на которые никто не обращает внимания — даже если получить их в принципе престижно.
— Как вы объясните выбор американских киноакадемиков?
— История об инвалидке, которая влюбилась в ихтиандра, заставляет задуматься о том, что Александр Беляев был великий писатель и что его произведение "Человек-амфибия" гораздо интереснее и динамичней сценария "Формулы воды".
Мне очень жаль, что "Оскар" не достался "Трем билбордам". Для меня это объясняется тем, что академики испугались взглянуть правде в глаза, признать и сказать всем: "Да, такая Америка есть сейчас, она существует — нетолерантная, враждебная, агрессивная", — и пошли по самому простому пути (выдающиеся роли Френсис Макдорманд, Сэма Рокуэлла и Гэри Олдмена, актерские работы они отдали действительно нетолерантным фильмам, правдивым и честным, а режиссуру и лучший фильм — сладкой сказке Гильермо дель Торо).
— Такое ощущение, что тем самым они пытаются что-то всем навязать?
— Они ничего не пытаются никому навязать. США сейчас находятся под гигантским прессом — давления сексуальными домогательствами, прессом давления на отношение к сексуальным меньшинствам, и американцы боятся посмотреть девушке ниже подбородка, они боятся, что это будет расценено как сексуальный харасмент. Это неправильно и очень грустно, мир сошел с ума, и я не очень себя ощущаю в этом новом мире.
— Тем не менее американцы не побоялись вручить "Оскар" документальному фильму о допинге в российском спорте.
— Они ничего не боятся. Они не побоялись вручить "Оскар" Майклу Муру — ярому противнику Джорджа Буша, они не побоялись вручить "Оскар" Кэтрин Бигелоу, предпочтя "Повелителя бури" "Аватару". Они не боятся выпустить на экран фильм "Сделано в Америке" с Томом Крузом, где главный герой напрямую обвиняет правительство США в разжигании национальных конфликтов — торговле оружием и наркотиками, в насильственном вмешательстве в дела суверенных государств. Они не боятся, они ничего не боятся.
— Но ведь американская киноакадемия все равно политически ангажирована?
— Нет, абсолютно. Она политически неангажированная. Шесть тысяч человек ангажировать нельзя, это невозможно. Есть тенденции, есть какие-то общественные влияния, но, поверьте, на шесть тысяч человек повлиять невозможно, купить невозможно, убедить невозможно. Значит, такова общественная тенденция, таково влияние. Подвержена академия влиянию? Наверное, отчасти подвержена. Но политики здесь нет.
— Но есть желание уколоть. Вспомним, например, шутку ведущего церемонии Джимми Киммела о президенте РФ: когда вручали "Оскара" фильму о допинговом скандале, он заявил: "По крайней мере, можно сказать с уверенностью, что в эти выборы Путин не вмешивался", — имея в виду выбор победителя в номинации.
— Киммел допустил и другие шуточки — например, про статуэтку "Оскара", которую можно спокойно брать в руки, потому что у нее нет члена. Понимаете, он и такие шутки допускает. Давайте спокойно относиться к юмору, которые допускает стендап.
У меня была дискуссия на ТВ по поводу высказывания Алексея Серебрякова о национальной идее. Мое глубочайшее убеждение — что те люди, которые принимают это высказывание на свой счет, они такие и есть.
Сергей Леонидович Доренко в прямом эфире на радио говорит, что все бабы дуры. Вот те, кто обижается на него, — точно дуры, потому что умная женщина не обидится: улыбнется, засмеется, пропустит мимо ушей. И те, кто воспринял слова Серебрякова на свой личный персональный счет, — они живут с этой национальной идеей.
Поэтому обижаться на шутки комика… Я видел в магазине в США футболку с надписью "GOOD BUSH AND BAD BUSH", где "good bush" переводится как "куст", но есть и второе значение — это волосы на половых органах. Написано GOOD BUSH — c кустом, и расстегнутые джинсы, торчат волосы — написано BAD BUSH, понимаете? И ничего. Я видел майку с Клинтоном, где Клинтон стоял голый, и его тело было разрисовано, как туша в мясном магазине.
— Но одно дело футболки в магазине, а другое — церемония награждения, которую видели миллионы человек. А для России тема допинга достаточно болезненная.
— Почему вы считаете, что в Штатах несправедливость? Четыре случая приема допинга в Южной Корее, из них два наши. Помилуйте, ровно половина — наши! Мы же держим Мутко. Если бы мы сразу уволили Мутко, не было бы вообще никакого допингового скандала.
Вспомните теннисистку Марию Шарапову, которая собрала пресс-конференцию, ударила себя в грудь и заорала: "Простите меня, дуру грешную", а дальше очень внятно объяснила: "Я врача уволила, а я глотка воды без ведома врача не делаю, и не я должна эти письма (уведомления о внесении препаратов в черный список) читать, а врач". И Маша Шарапова, согласитесь, вполне хорошо себя чувствует, отбыла срок дисквалификации — и все хорошо. Это единственное, что хотел весь мир от России в допинговом скандале.
Но, возвращаясь к кино, опять же, осуждать их за фильм с Родченковым нельзя. Мы не знаем, как фильм сделан, "Оскар" дают не за правду в кино, а за то, как кино сделано. Мы его не видели.
За "Оскар" голосуют по гильдиям все киноакадемики. Все шесть тысяч человек голосуют только за один "Оскар" — за главный фильм, а за актерские номинации голосуют только члены актерской гильдии и больше никто. Режиссерская номинация — только члены режиссерской гильдии, документальное кино — только члены гильдии режиссеров документального кино. И все. Они сочли этот фильм лучшим, значит, возможно, он просто классно сделан, а содержание — это уже другое дело.
"Россия решила, что ее место в пещере"
"Даже если в российское кино будет вложен триллион долларов, то все равно никакого "Оскара" за это не дадут, никто этого всерьез не воспримет, тем более никто это смотреть не будет — ни здесь, ни там. Регулярно видим провалы… Хотя этот алхимик по фамилии Мединский чего только не делает в прокате - единственное, лично не ходит…
Мы видим: ничего не получается — только по той простой причине, что в очень важной области прогресса, в вопросе мировоззренческих и поведенческих трендов Россия решила, что ее место в пещере, в шкурах, обмазанной калом и злобно скалящейся. Это все уже немодно", — считает телеведущий, журналист, режиссер документального кино Александр Невзоров.
Триумф истории любви между старой девой-уборщицей и морским чудищем он считает проявлением "свободы отношения к чему бы то ни было", которая требует чего-то нового — в отличие от "старых добрых отношений, которыми забиты тома классической литературы и сотни гигабайтов видеоматериалов".
— Уже невозможно всерьез воспринимать какого-то князя Болконского или любую другую нафталиновую ахинею… Кто-то себя просто уговаривает, что это и есть вечное, ценное, классика, — утверждает собеседник "Правды.Ру".
В присуждении "Оскара" документальному фильму о якобы существовавшей в российском спорте системе сокрытия фактов применения запрещенных препаратов Невзоров тоже не видит ничего страшного — впрочем, как и в самом допинге.
"Документальное кино — это не только метры пленки, это еще и умение живо и очень прогрессивно откликнуться на то или иное событие. Вы знаете, я вообще за допинг — чтобы спорт и допинг были бы синонимами. Я считаю, что такие соревнования будут еще интереснее. И чтобы рядом с фамилией спортсмена прямо на табло открыто писать название препарата, который он принимает, чтобы у нас была возможность физиологического и фармакологического анализа.
Возьмите"Физиологию спорта" профессора Алексея Крестовникова — и вы увидите, что все нормативы, на которые был способен человек без допинга, остались в 1970-х годах. Если хотите рекордов — жрите таблетки. Понятно, что жрут все. Заберут у всех таблеточки — и спорт будет никому не интересен. Другое дело — как работают ваши спецслужбы, как они сумеют сохранить вашу мочу. Вот американцы умеют это делать", — уверен Невзоров.
Таким образом, в решении американских киноакадемиков нет никакой русофобии, считает он.
"Американская киноакадемия политически неангажирована, но каждый из ее членов имеет свои личные представления и пристрастия. Он чутко ощущает сегодняшние тренды. Многие воспринимают слово "Россия" как нечто диаметрально противоположное словам "прогресс", "свобода", "право", "выбор", "разум" и так далее", — подытожил наш собеседник.
"Это как вирус, а у нас в России нет антивируса"
Тем не менее "Оскар" — это сугубо американская премия со своими давними традициями (она вручается с 1929 года), напомнил "Правде.Ру" музыкальный продюсер Иосиф Пригожин. По его мнению, в ней, как и вообще в современном искусстве, присутствует политическая составляющая, однако "Оскар" присуждается киноакадемией США "профессионально и по-своему", и критиковать ее выбор глупо.
"Они убедили весь мир, что Голливуд — это единственный источник кинематографа, который является определяющим, они единственные, куда все стремятся. Там как бы признают все шедевры кинематографа. Рынок как таковой для наших фильмов и фильмов из других стран, даже если они являются гениальными, по сути закрыт. Обратите внимание: европейское кино умерло, в прокате собирают американские фильмы", — объяснил Пригожин.
В 2000 году он защитил докторскую диссертацию и выпустил одноименную книгу под названием "Политика — вершина шоу-бизнеса" — и считает, что этот заголовок как нельзя лучше определяет суть происходящего."Вся политика и является шоу-бизнесом, это чистый шоу-бизнес, показушная политика. Выборы в Америке показушные, это спектакль на весь мир, который мы кушаем. Практически все мировые выборы, которые мы с вами смотрим в том или ином виде, являются показушными. У многих людей нет образования, и они принимают многие вещи за чистую монету. Любая пропаганда, любая "жвачка" — это же цепная реакция: вы подкидываете кость, кто-то ее подхватывает и несет дальше. И кино — иногда у меня такое ощущение — существует не как искусство, а как пропаганда. Это как вирус, а у нас в России нет антивируса", — объяснил продюсер. По его словам, "настоящее продвигать очень сложно, а пошлятину — гораздо легче".
Президент Ассоциации каскадеров России, актер и режиссер Александр Иншаков тоже считает, что политика дошла не только до искусства — она "дошла до всего, и до спорта, и до обыденной жизни, и до бизнеса", а "Америка потихонечку сходит с ума". "Надеюсь, со временем они вернутся на место, и в нашей жизни все будет более-менее спокойно", — сказал он "Правде.Ру".